ГлавнаяЖивопись 14-20 века → Европейская живопись 17 века

Европейская живопись 17 века

Европейская живопись 17 века идет вслед за эпохой Возрождения. Что касаемо исторических событий, то в это время идет смена феодализма на капитализм, экономический рост Европейских стран. В связи с большой насыщенностью социальными событиями, главной темой живописи является образ человека в настоящей бытовой ситуации. Но еще остаются сильны религиозные сюжеты, из эпохи Возрождения. Не существует какого-то единого стиля в живописи. Художники пробуют, экспериментируют. Самые главные направления - это барокко и классцизм. Большое влияние вносит Итальянское искусство. Его характеризую великие личности Веласкеса, Рембрандта, Пуссена, Караваджо, Рубенса, Бернини.

Самый большой прорыв в живописи был в первой половине 17 века, начало 1960-х годов. Вторая половна 17 века - время перелома. Влияние политики оказало воздействие на живописцев. Зато Рим становится неким художественным центром. Молодые и уже опытные художники приезжают туда либо для обучения, либо за новыми впечатлениями.

В 17 веке произошло еще одно не маловажное событие. Искусство живописи как бы разделилось на 2 лагеря: это мастера, которые могли работать только под планкой правительства, и прогрессивные художники, которые стояли в оппозиции к устоявшимся направлениям живописи, которые несли свои новые идеи.
В Италии появляются две школы, протестующие против маньеризма (стиль это характеризуется утратой гармонии между природой и самим человеком, духовным и телесным). Это Балансная школа (братья Караччи) и караваджизм Микеланджело Меризи да Караваджо.

Балансная школа

Представители Людовико Караччи, Агостино Караччи и Аннибале Караччо. При разработке нового стиля они опирались на классическое направление 16 века. Они продвигали более простые образы, но в то же время величественные. Первые работы братьев Караччи были по росписи дворцов Болоньи. Но это были лишь зачатки нового стиля. Первыми же настоящими работами в новом стиле можно считать картины Аннибале Карраччи "Вознесение Мадонны" и "Мадонна со св.Матвеем".

В 1580-х годах братья открыват Академию в Болонье - "Академиа-деи-инкаминати" (Академия, вступающая на новый путь). Основной упор делался на практику, а не на теоретические основы выстраивания изображения. Кроме типичных предметов школ искусств там преподавали анатомию, литературу, историю и филососфию. Это был большой и важный шаг в развитии европейского искусства. Ведь последующие школы открывались уже по этому принципу. Позже Анибале Караччи становится родоначальником "классического" пейзажа.

Караваджизм

Течение носит более демократичный характер, хотя так же выступает за реалистичность образов. Выдвинулось оно уже после болонского академизма. Течение получило название от имени своего основателя Микеланджело Меризи да Караваджо. Для примера о представлении стиля можно посмотреть работу Караваджо "Лютнист", она более ярко отображает суть стиля. Караваджо так же был первооткрывателем стиля живописи "погребно" . В этой технике преобладают темные тона, которые противопоставленны ярко освещенным деталям.

Ближайшим последователем Караваджи был Доменико Зампиери.

 

В третьем десятилетии 17 века усилилось влияние барочной живописи. Ее называют "высокое" барокко.
Больше декоративности, больше динамики и экспрессивности. Из художников этого периода 17 века можно выделить Джованни Ланфранко, Франческо Барбьери (Гверчино), Доменико Фетти, Лоренцо Бернини, Пъетро да Нортона, Сальватор Роза.

В 60-х годах наступает третий этап в живописи 17 века. Это также развитие барочного искусства, "позднее барокко". Из ярких личностей художиков можно выделить Джованни Баттиста Гаули, Андреа Поццо, Карло Маратта.

Кроме влияния Италии, в развитии живописи 17 века сыграли большую роль Нидерланды. Оттуда появились две школы: голландская и фламандская. В них разивается религиозная тематика. Ярким представителем фламандской школы был Рубенс Питер Пауль. Другие художники этого периода 17 века: Якоб Иордане, Франс Снейдерс, Адриан Браувер, Давид Тенирс.

Что касаемо голландской живописи, то в ее расцвете пробладают идеи реализма. Большая популярность и спрос на живопись исходила от частников. Постепенно происходит дифференциация жанров у художников. Это бытовой жанр, пейзаж со своими поднаправлениями, маринисты. Оказывает влияие на голландсую живопись творчество Караваджо, а так же немецкого художника Адама Эльсхеймера. Непосредственно известные личности голландской живописи: Франс Хальс, Рембрандт Харменс ван Рейн, Ян ван Гойен, Паулус Поттер, Альберт Кейп, Ян Порселлис, Герард Доу, Герард Терборх, Ян Вермеер Делъфтский, Адриан ван Остаде, Филипс Воуверман.

В голландской живописи хороша развивается жанровое направление и пейзаж. Кроме этого натюрморт становится все популярнее. Особенностью именно голландского натюрморта явлется присущая мягкость и характерность предметов. А в их роли часто выступали окорок, кусок хлеба, стаканы и трубка. Из известных художников это жанра выделяют Питера Клааса и Биллема Клаас Хеда, Абраама ван Бейерена и Биллема Кальфа.

В Испании, которая считалась центром художеств, начале 17 века основным течением был реализм. Одним из значимых художников того времени был Хосе Рибера. Он делал упор на религиозную тематику. Наряду с Рибера можно обозначить фигуру Франсиско Сурбарана. У него была особая манера письма: он сочетал немного тонов, которые давались большим планом. А так же его живопись был достаточно предметна в плане одежды и человеческого тела. Центральной фигурой испанской живописи 17 века является Диего де Сильва Веласкес. С самого начала творчества он писал в стиле реализма. Уделял большое внимание человеческому образу, лицу, на фон же обращал меньше внимания. Другие испанские художники: Бартоломее Эстебан Мурильо, Вальдес Леаль.

Французская живопись тоже была подвржена влиянию реальизма и демократичности. Одним из первых художников-реалистов во Франци был Жак Калло. Он писал как на тему библейских сюжетов, так и события соврененности. Позднее на французскую живопись оказывает влияние караваджизм. Другие представители французской живописи 17 века: Валантен, Жорж де Латур, Аптуаи Ленен, Луи Ленен и Матье Ленен. Братья Ленен писали в основном в жанровой тематике. У каждого брата был разный уровень мастерства. После реализма обороты начинает набирать классицизм. Основой его является рационализм. Представителями того времени были Никола Пуссен (он считался основателем классицизма во Франции), Эсташ Лесюер, Филипп де Шампань.
Во Франции создается Академия живописи и скульптуры. Она помогла централизовать французскую живопись. Не малую роль во французской живописи сыграл Шарль Лебрен. Он учился у Пуссена. Еще можно выделить фигуры Пьера Миньяра, Адама Франс ван дер Мейлена, Гиацинт Риго, Никола Ларжильер.