ГлавнаяЖивопись 14-20 века → Французская живопись 17-18 века

Французская живопись 17-18 века

Французская живопись 17 века

Французское искусство ориентировалось по меньшей мере со времен Ренессанса на итальянские образцы, и новая жизнь, наполнявшая живопись конца 16 века в Италии. Произведения Никола Пуссена и Клода Лоррена являются ядром группы произведений 17 века.

Если говорить о повлиявших на французов иностранцах, работавших во Франции или для французских заказчиков, то после итальянцев должен быть назван Петер Пауль Рубенс с его серией картин о жизни Марии Медичи, созданной для Люксембурского дворца в Париже и находящейся сегодня в Лувре. Эти аллегории государства эпохи барокко произвели, хотя и не сразу, но все же значительное влияние на французскую живопись позднего 17 века, а на рубеже двух веков произошли ожесточенные теоретические битвы среди художников королевской Академии, между сторонниками Рубенса и поклонниками Пуссена.

Рим был в 17 веке для французских художников притягательной целью, для большинства из них был ступенью их образования, подготовкой для работы во Франции, для некоторых же Рим стал второй родиной. Никола Пуссен сформировался под впечатлением античности, а так же произведений Рафаэля, Тициана, Аннибале каррачи, Деменикано и противопоставил барочному направлению этого времени свои уравновешенные композиции. Встречи с Пуссеном имели большое значение не только для современников, но особенно для многих художников более поздних столетий.

Самым значитеьным представителем французской пейзажной живописи 17 века, творцом "идеального" пейзажа был Клод Лоррен. Он сочинял пейзажи, наполненные чудесным, превращенным атмосферой светом. Знаменитые работы "Пейзаж с бегством в Египет", "Прибрежный пейзаж с Акисом и Галатеей". Последняя представляется видением ушедшего счастливого мира. Пуссен и Лорен, чьи имена произносят на одном дыхании, являются все же двумя очень различными характерами, обладают двумя различными способами выражения своей любви к Италии, к античности, формирования идеала французской классики.

Как пейзажиста со своеобразным настроением нужно упомянуть и Гаспара Дюге, прозванного Гаспаром Пуссеном. Виды Кампаньи Гаспара Дюге, как например, "У горного озера", драмматически подвижны, полны напряженной выразительности, вероятно не совсем свободной от влияния Сальватора Розы. Грандиозным успехом он пользовался в Англии в 17 и 18 века.

Не все, прибывшие в Рим, стремились проникнуть к корням классицизма, античности и Высокого Возрождения. Особенно притягательным для многих французских мастеров был расцвет барокко в Италии 17 века. Среди них можно выделить Валантена де Булоня и Никола Ренье: игра свето-тени в их произведениях образует наиболее сильную мыслимую противоположность композициям Пуссена и Лоррена. Подчеркнуто в них пластическая моделировка образов, распределение света и тематика его картин выдают влияние Караваджо и Бартоломео Манфреди.

Говоря о франции 17 века, подчеркивают обычно уравновешенный характер ее искусства, называют Пуссена, упоминают восточный фасад Лувра (знаменитый фронт с колонадой Клода Перро). Но следует еще так же помнить о том, что Франция была втянута в триджцатилетню войну и увязла в тяжелом экономическом кризисе. Напряженное положение в религиозной жизни страны и продвигающаяся Контрреформация привели к установлеию Нантского Эдикта и к беспощадному гонению гугентов. Все это повлияло на формирование самосознания людей и государства, и это нашло отражение в произведениях художников.

В Италии французские художники стремились различными путями к совершенству высокого художественного идеала. Рассматривая французскую живопись, мы не должны, как в Испании и Италии, характеризовать живопись отдельных местностей и городов. мы можем ограничиться Парижем, заметив лишь, что при Людовике 14 официальное искусство было связано с Версалем, резиденцией короля. При Людовике 13 и в первые годы правления его сына художников занимало окончание и оформление Лувра. Вдущей фигурой этих десятилетий был Симон Вуз. Он был тем, кем во второй половине столетия стал его ученик Шарль Лебрен, выдающаяся личность во всех художественных устремлениях двора.

Противопоставляя ретроспективно во французском искусстве классические и барочные тенденции, следует указать на то, что античность, как образец для подражания, была признана повсеместно, но с различными последствиями для произведений искусств. Античная мифология была важным источником сюжетов эпохи барокко. "Метаморфозы" Овидия принадлежали к основам знаний каждого художника. Античные статуи и руины античных зданий сужили реквизитом многих изображений, и все же по своей тенденции картины одних художников были классическими, а другие барочными. Во Франции это связано, кроме всего прочего, с функциями искусства, предназначенного в условиях абсолютистского государства играть четко выраженную роль, быть средством опрееления самосознания.

Французская живопись 18 века

Конец 18 века был отмечен огромными и насильственными потрясениями: Великая Французская революция, смена короля и его критика со стороны населения, военные и хозяйственные неудачи. Не смотря на все это, росло культурное влияние Франции. Если какой-нибудь мелкий немецкий князь не мог позволить себе иметь французского придворного художника, то он приобретал картины французских художников, или ориентировался на Францию. В первой половине столетия с точки зрения истоии искусств Париж был столицей Европы. Лишь классицизму середины столетия удалось с трудом вновь выдвинуть на это место Рим.

В первые полтора десятилетия 18 века в кругу некоторых парижских художников и коллекционеров в тиши, в тороне от двора выработались независимый образ мышления и новый вкус, определившие именно 18 век. Версаль, резиденция французских королдей с 1682 года, воплощает в истории искусств монументально-декоративный стиль, наиболее удачно выраженный творчеством Первого придворного художника Лебрена.

18 век - век просвящения. Оппозиция в изобразительном искусстве был при этом далеко не столь политически ориентированной, как в литературе. Ватто, наиболее выдающийся представитель нового стиля в живописи, находился не на бржуазно-просветительных позициях, его картины представляют собой поэтическое выражение особенных представлений о жизни аристократии, основанных не на деятельной активности, а на наслаждении.

Для Германии французское искусство 18 века и французский язык были примером. Немецкие князья подражали образу жизни и придворному этикету Людовика 14, а позднее ориентировались на вкус художественных кругов, задававших тон в Париже. В Германию приглашались французские художники: в Берлин Антуан Пен, являвшийся на протяжении полувека определяющей личностью, решавшей все связанные с живописью вопросы; в ЯДрездене таковым был Луи де Сильвестр. Он имел большое влияние на живопись Саксонии и Польши своего времени одновременно качеством своих работ и продуктивностью своей мастерской. Его виртуозный, открытый различным впечатлениям и влияниям стиль был многофигурным композициям Лебрена, Булоня и Антуана Куапеля, в то время, как портреты говорят о значении для Сильвестра работ Риго и Ларжильера.

Как много значили для 18 века картины Ватто и его последователей, как сильно повлияли галантно-пасторальные коспозиции и на декоративную живопись, дает понять высказывание Кристиана Людвига фон Хагедорна в "Размышлениях о живописи" 1762 г.: "Либо достаточно о пейзаже, слышу я ччей-то голос, либо пусть нас гурьбой поведут на завороженный остров Ватто, в общество Ланкре! Даже обои на стене кричат нам, что это вкус нашего века." Однако восхищение картинами Ватто не должно скрывать от нас того факта, что обученная на античности великих итальянцах и французах 17 века историческая живопись в глазах многих современников ставилась как подлинно великое искусство далеко впереди жанра галантных празднеств.

Наряду с мастерами галантных празднеств и художниками, в той или иной степени зависящими от Рембрандта, как Алексис Гриму и Антуан Пен, великолепными произведениями представлен и репрезентативный портрет: Гиацинт Риго со своим портретом саксонского курпринца Фридриха Августа, будущего короля Августа 3, написанным в париже в 1715 г. Необходимо упомянуть и пастели Мориса Кантэна де Ла Тура.