ГлавнаяЖивопись 14-20 века → Голландская и фламандская живопись

Голландская и фламандская живопись 17 века

Наблюдаемый во все времена года пейзаж получил у голландцев очень спеифические выражения. Изображения зимнего пейзажа появились у Яна ван Гойена, Хендрика Аверкампа, Исаака ван Остаде и Адриана ван де Вельде, пейзажи в лунном свете писал Арт ван дер Неер. Реалистическому описанию голландской равнины посвятили себя такие художники как Ян ван Гойен и Мейндерт Гоббема, Ян Вермеер ван Харлем и Филипс Конинк, в то время как другие, Ян Асселейн и Берхем, так называемые итальянизирующие мастера, перерабатывали свои впечатления от южной природы.

Как известнейшего представителя голландской пейзажной живописи всегда вначале упоминают Якоба Исаака ван Рейсделя, происходящего из Харлема. С 1656 года он работал в Амстердаме.

Особенностью голландской живописи представляются марины. Положение страны у моря, торговля и мореплавание, обусловившие хозяйственное процветание, нашли в маринах свое художественное выражение. Постоянные конфликты с другими морскими державами, с Испанией и Англией, давали темы для изображения морских битв. Картины реальных событий писались частично живописно-фантастически, как, например, изображения боев на суше у Ваувермана, частично документально точно. Скорее к последним относится "Морской бой между голландцами и англичанами" Лудольфа Бакгейзена.

Вновь и вновь занимали голландских мастеров сцены из повседневности, будь то наблюдения из жизни на улицах и площадях родного города, описания сцен в трактирах или зарисовки из семейной жизни. Тем самым они обогатили живопись новыми темами, сделали реальность достойной изрбражения, не стремясь к историческим или религиозным приукрашениям. Для итальянца 17 века писать мать с ребенком означало бы изобразить мадонну с младенцем, и лишь для нидерландца Брекеленкама, находившегося под влиянием Доу и жившего в Лейдене, стало возможным создать такую картину, как "Посещение роженицы", а такое произведение, как "Мать с ребенком", ранее произведение Яна Стена, вероятно, могло возникнуть лишь в Лейдене. Но художников занимали такие сцены, как продажа рыбы, продажа птицы, крестьяне в таверне и художник в мастерской.

В голландских натюрмортах нужно учитывать одну тематическую особенность - это идея "ванитас" (ванитас означает по-латыни суетность), намек на напрасность всех земных устремлений, на преходящность жизни. Отсюда вытекает призыв к религиозному сознанию, каким оно взято из Библии и развито, кроме других, уже у немецкого мистика Томаса а Кемпис в его трактате "De imitatione Christi". Мысль о суетности мира настолько присуща художникам натюрмортистам того времени, что мы её никогда не постигнем из простого рассмотрения картин, в которых сделан особый акцент на красоте вещей. Знание и видение образуют в таких произведениях напряженное единство.

В отдельных голландлских городах вырабатывались собственные докальные традиции, как у Утрехте задавали тон последователи Караваджо, в Лейдене господствовала тонкая живопись, выдающимся мастером которой был Герард Доу, продолженная в творчестве ученика Доу Мириса и несколько измененная у Метсю, переехавшего в 1657 году в Амстердам, в то время как Брекеленкам и Ян Стеен привнесли новые черты в картину нравов живописи Лейдена.

В Амстердаме и Харлеме сконцентрированно так много известных имен, что представляется трудным провести какую-то определенную линию, все же в Амстердаме в творчестве Рембрандта чувствовалась выдающаяся сила, влиянию которой, по меньшей мере в сороковых годах, можно было противостоять лишь с большим трудом. Портретная живопись Харлема благодаря Франсу Гальсу приобрела очень индивидуальный характер, жанровая живопись имела в лице Адриана ван Остаде своего выдающегося представителя, Алларт ван Эвердингер, Саломон Рейсдаль и Якоб Исаак Рейсдаль, Николас Питерс Берхем и оба Беркрейде писали городские ведуты.

Выдающейся художественной личностью Дельфта был Ян Вормеер, по меньшей мере посмертно. Не нужно забывать, что в этом городе работали и Хаукгест, и Хенрик ван Влит, и Эмануэль де Витте, все трое проявили себя в области изображения церковного интерьера.

Говоря о голландской живописи 17 века, подразумевают Амстердам, но, если стремиться не упустить важные компоненты голландского искусства, нельзя забывать и Лейдена, Харлема, Утрехта и Дельфта.