ГлавнаяАйвазовский ИванКартины → Всемирный потоп

Всемирный потоп


Всемирный потоп

Айвазовский принадлежал в своем вероисповедании к апостольской армянской церкви. В своем творчестве он не раз создавал картины, посвященные библейским и историческим сюжетам. Художник в 1862 году, пишет сразу два варианта картины «Всемирный потоп». Впоследствии на протяжении всей своей творческой жизни, Айвазовский еще не раз обращается к этому сюжету из Библии. Пожалуй, самый лучший вариант картины «Всемирный потоп» был написан им в 1864 году. В работах Айвазовского чаще всего именно море предстает в виде универсальной основы истории и природы. Больше всего это чувствуется в сюжетах с потопом и сотворением мира.

Впрочем, многие ценители искусства этого художника утверждают, что образы библейской религиозной, а также евангельской иконографии, точно так же как и античной мифологии, навряд ли можно отнести к самым большим творческим удачам Айвазовского. Мировосприятие и творческая индивидуальность великолепного мариниста национальными корнями очень сильно связывало его с культурой армянского народа. Айвазовский не менее 10 раз писал символ Армении - библейскую гору Арарат.

Картину «Сошествие Ноя с Арарата» художник впервые выставил на Парижской выставке, а когда его французские соотечественники поинтересовались, нет ли в его работах видов Армении, он с удовольствием подвел их к полотну со словами: «Это наша Армения». Позже автор подарил эту картину одной из школ Новонахичеваня. В годы войны эта школа была отдана под казарму. В ней поочередно проживали то красные, то белые. Именно этой картиной был прикрыт пролом в двери, но однажды, пролом заколотили доской, а картина исчезла. Спасти эту картину помог Мартирос Сарьян, который раньше учился в этой школе. В Ереван картина «Сошествие Ноя» попала в 1921 году, когда он привез ее вместе с другими произведениями армянского искусства.

К картинам, в основе которых лежит исторический сюжет, относится полотно «Крещение армянского народа». Она долгое время украшала одну из армянских церквей в Феодосии и пробуждала патриотические чувства прихожан. Сюжетом этой картины стал переломный момент в истории культуры армянского народа. Ее популярности способствовало принятие христианства армянами. В начале IV века христианство было узаконено в Армении и стало государственной. Сегодня Армения является одним из древнейших христианских государств.