Черное море


Черное море

В 1881 году И.Айвазовский написал наиболее значительное произведение «Черное море». Создавая подобные пейзажи, автор передает эпическую силу и сдержанное напряжение. На картине изображено море в хмурый пасмурный день, появляющиеся у горизонта волны двигаются на зрителя, они величавы и ритмичны. Эта картина написана в сдержанной и скупой гамме красок, которые повышают ее эмоциональное воздействие. Видно, что Айвазовский хорошо видел и чувствовал красоту морской стихии, описывая не только внешние живописные эффекты, но и слегка уловимый ритм морского дыхания, ощущая при этом весь мощный потенциал моря. Этой картиной он еще раз доказывает, насколько велико его умение изобразить, пронизанную светом, постоянно движущуюся водную стихию.

Небо и волна, именно эти две стихии существуют в пространстве картины, лишь вдалеке виден маленький силуэт корабля. Художник лишь слегка наметил его кистью, но он принес в пейзаж человеческое начало. Корабль позволяет почувствовать масштабы произведения. Зритель, глядя на картину, не просто становится соучастником событий, изображенных на ней, но и чувствует единение человека с природной стихией. Один из зрителей увидел в картине новую революционную зарождающуюся стихию, но большинство ощущали душевное переживание, передающее неравную связь природы и человека. Зритель, глядя на волнующееся море, начинает невольно ощущать широту его дыхания и душевное беспокойство.

Нельзя передать словами, изображённые морские волны, хотя многие их сравнивают с драгоценными камнями, вобравшими в себя разные оттенки голубого и синего. У нас на глазах прозрачная материя стекленеет, на веки, застывая под искусной кистью мастера. Светящаяся изнутри и туманная в глубине она волшебной тканью окутывает сказочное подводное царство тритонов и русалок, причудливых растений и загадочного жемчуга. Хотя полотно «Чёрное море» по своим размерам не самое масштабное в творчестве художника, оно является своеобразным итогом переживаний и осмысления горячо любимого Айвазовским образа морской стихии и своеобразной вершины его художественного мастерства. Крамской, описывая картину Айвазовского «Чёрное море», называл океан, изображённый на ней, не столь бурным, но беспредельным, суровым и колыхающимся. Он также отметил, что это, пожалуй, самая грандиозная из видимых им картин доселе.