ГлавнаяАйвазовский ИванКартины → Бриг "Меркурий", атакованный двумя турецкими кораблями

Бриг "Меркурий", атакованный двумя турецкими кораблями


Бриг

Картина Айвазовского «Бриг «Меркурий», атакованный турецкими двумя кораблями» была посвящена подвигу русских моряков, которые совершили его в русско-турецкой войне (1829-1829 гг.).

Являясь с 1844 года живописцем морского главного штаба, художник принимал непосредственное участие в военных нескольких компаниях (в т.ч. в Крымской войне 1853-56гг.), создавая не одно батальное патетическое полотно.

Черноморский русский бриг «Меркурий», состоящий из 18-ти пушек нанес около Босфора серьезные повреждения противнику, вступив в неравный бой с кораблями «Реал-бей» (74 пушки) и «Селимие» (110 пушек) и заставив их лечь в дрейф во время преследования турецкой эскадрой (два фрегата, шесть линейных кораблей, два корвета), ушел от их преследования. Бриг «Меркурий» был награжден георгиевским кормовым флагом. В связи с этим событием, Айвазовский написал картину «Бриг «Меркурий», атакованный турецкими двумя кораблями», в 1842 году.

С раннего детства мечты Айвазовского были связаны с подвигами народных героев. Его детство проходило в такой обстановке, которая будила его воображение. Из Турции и Греции в Феодосию по морю проходили рыбацкие смоленые фелюги. Иногда на рейде белокрылые боевые огромные красавцы-корабли Черноморского флота, бросали якоря. Среди этих кораблей, конечно же, был бриг «Меркурий», невероятные совершенно подвиги и слава которого стала известна во всем мире и в детской памяти художника очень ярко запечатлелась.

Позднее он писал, что в его первых картинах он передавал разгоравшуюся искру пламенной любви к творению, он писал литографии, которые изображали на исходе 20-х годов подвиги героев, которые освобождали Грецию, сражаясь с турками. Мысль о великолепной Греции посещала Айвазовского в виде битв на море и на суше. Правдивая молва о героях и романтика их подвигов в сражении на море, которая граничила с фантастикой, пробуждала у художника стремление к его творчеству и формировала многие своеобразные черты таланта, которые ярко проявлялись у него в процессе развития дарования.

Картины Айвазовского среди картин других живописцев его времени выделялись своими колористическими качествами. На выставке в Берлине, которая проходила в 1840 году, рецензент немецкой газеты заявил, что Айвазовский якобы глухонемой и повышенное звучание цветов в его работах он компенсирует обостренным зрением свой недостаток. В своем письме к П.Третьякову, критик Крамской писал, что вероятно Айвазовский обладает какими-то секретными красками, поскольку таких чистых и ярких тонов он не встречал даже в москательных лавках.