Среди волн


Среди волн

Жизнь мастера прошла в непрерывной взаимосвязи с морем как символа простора и свободы. Море, то волнующееся, то спокойное или бурное, щедро одаривало Айвазовского богатством впечатлений. Свою картину «Среди волн» Айвазовский написал, когда ему уже было восемьдесят лет. Она по праву является вершиной его мастерства.

Яростные седые валы мечутся над бездной. В гневе они рвутся ввысь, но свинцовые чёрные тучи, которые гонит штормовой ветер, нависли над пучиной. И здесь, как в аду, властвует природная стихия. Море бурлит, клокочет и пенится. Гребни валов искрятся. Кроме моря мы ничего не видим на картине. Ни одна живая душа не может зреть этот разгул морской стихии. Даже вольной птицы не видно на полотне…безлюдно… Увидеть этот настоящий планетарный миг, запомнить его, и перенести на полотно мог только великий художник. В этот миг можно осмыслить первозданность бытия на нашей земле. Сквозь рёв и грохот шторма вдали слышна тихая мелодия радости и умиротворения. Это пробивающийся в темноте луч солнца. Узкая полоска света, видимая где-то вдали. На картине Айвазовский изобразил морскую стихию – море под грозовым небом покрылось высокой волной. Сталкиваясь, волны как бы кипят. Художник в этом произведении отказался от изображения столь привычных для него деталей картины – обломки гибнущих кораблей, затерявшихся в безбрежной морской пучине. Айвазовский прекрасно мог драматизировать свои сюжеты, но, работая над этим произведением, он не воспользовался ни одним из них.

Мастерство, которое достигнуто в картине «Среди волн», это плод упорного и долгого труда на протяжении всей жизни художника. Работал над картиной Айвазовский легко и быстро. Отработанная рука художника уверенно лепила кистью именно ту форму, какую художник хотел ей придать. Краска ложилась именно так, как подсказывал ему многолетний опыт и чутьё великого мастера.

Такое чувство, что сам автор осознавал, что эта картина по своему исполнению значительно выше всех предыдущих работ за последние годы. Именно эту картину он не вывозил из Феодосии, несмотря на то, что после того, как её закончил, активно устраивал выставки своих работ в Лондоне, Москве и Петербурге. Он завещал это произведение галерее, находящейся в его родном городе Феодосии.

До последних лет жизни Айвазовский испытывал приток новых замыслов, которые его волновали. Написавший 6 тысяч картин, 80-летний мастер всё же оставался молодым начинающим художником, который ищет свой путь в искусстве.