Всадница


Всадница

Среди картин Брюлова много прекрасных портретов, которые оказались близки реалистическому течению конца XIX века. Сегодня мы уже не воспринимаем импозантные, парадные портреты красавиц слишком серьезно и не восхищаемся роскошностью сюжета, но, тем не менее, эти картины весьма привлекательны.

На картине «Всадница» мы видим молодую даму верхом на красивом коне и маленькую девочку, которая ее встречает. Позировали Брюлову воспитанницы Юлии Павловны Самойловой – Джованина и Амацилия.

Жанр конной скульптуры или портрета был очень моден при изображении важных особ. Нарушая эти каноны, Брюлов придал молоденькой воспитаннице, восседающей на вороной лошади царственную позу. В чертах молодой особы прослеживается некая отрешенность. Кажется, она вот-вот улетит в небо вместе с пышным бело-голубым костюмом и развевающейся на шляпке лентой. Художнику удалось искусно вписать фигуру девушки в цельный сюжет картины, полный красочных контрастов. Перед зрителями разворачивается сцена утренней прогулки в момент, когда всадница останавливает коня у мраморного подъезда. На стук копыт в двери выбегает совсем еще юная особа, которая в кружевных панталонах, розовом платьице и атласных туфельках, похожа на куколку. В ее глазах видно восхищение своей старшей подругой. Возбуждение всадницы и вороного коня под ней, который храпит и косит глазом, пытаясь подняться на дыбы, передается и юной девочке. Ветер гнет деревья, слышен лай собак, по небу плывут облака, все это проникнуто радостным возбуждением счастливых людей. Картина передает озорные и упоительные радости юных особ.

Итальянцы, увидев картину Брюлова, провели параллель между автором с Ван Дейком и Рубенсом, утверждая, что ранее никогда не видели конного портрета, выполненного с таким искусством. Необычность этой картины в том, что раньше восседавших на коне мы видели полководцев, монархов, всадников, но задумать портрет девушки, вернувшейся верхом на коне с утренней прогулки, пришло на ум только Брюлову, который удачно соединил в своей работе бытовую сцену и парадный портрет.

Сам Брюлов называл работу «Жованин на лошади», но принято среди всех называть ее всадницей. Создавал художник эту картину с чувством радости и полноты бытия. Он любуется живописностью окружающего мира и его красотой с тем же чувством, которое ощущал, когда был таким же, как и эти девочки.