ГлавнаяСальвадор ДалиКартины → Просвещённые удовольствия

Просвещённые удовольствия


Просвещённые удовольствия

Картина «Просвещенные удовольствия» была написана в 1929 году. Её неповторимость заключается в том, что именно в этом полотне Сальвадор Дали попытался обнажить свои детские страхи и навязчивые идеи. В представленном произведении он использовал образы, которые позаимствовал из собственных творений, таких как «Портрет Поля Элюара» и «Загадка желания: Мою мать, Мою мать, Мою мать».

Размеры холста, на котором была создана эта картина, составляют 34.5 х24 см. Однако это не помешало гениальному художнику разместить на таком крохотном полотне огромное количество деталей! Именно работа «Просвещенные удовольствия» раскрывает талант Сальвадора, как художника миниатюриста. В те времена большинство сюрреалистов использовало в собственных работах разнообразные прямоугольники и ящики.

В этом произведении Дали применил их для формирования конкретного сценария – картины, находящейся внутри главной картины. В ящике, находящемся посередине, находится автопортрет, напоминающий «Великого мастурбатора». Над головой персонажа разместилась саранча, а из его носа течет кровь. По задумке художника - это является олицетворением страха.  В прямоугольнике, находящемся слева, изображается мужчина, который стреляется в глыбу, а в правом - модели велосипедистов с сахарным миндалем на головах.  Творение «Просвещенные удовольствия» излучает хаотически сумасшедшую энергию, и изобилует яростно-агрессивными образами: на переднем плане имеется борющаяся пара, попавшая в водоворот, а также голова оскалившегося льва. 

Как и любая картина Сальвадора Дали, «Просвещенные удовольствия» поражает воображение зрителя гениальной непревзойденностью и парадоксальностью образного мировоззрения. Она воспринимается словно фрагменты несостоявшегося фильма, которые запечатлевают мир галлюцинаций и снов.

Интересуясь неосуществленными желаниями, эротикой, игрой воображения, обращаясь к сфере невозможного и подсознательного, Дали старается предоставить тотальное описание такому понятию, как «безумие». В неожиданной, навязчиво иллюзионистической манере, которая призвана убедить зрителей в реальности сумасшедшего мира, Дали с удивительно изощренной фантазией старается воплотить в этом полотне объекты абсолютно разнородные, столкнуть их друг с другом в неестественных ситуациях, используя причудливые и, порой, шокирующие сочетания.