ГлавнаяШишкин ИванКартины → Девятый вал

Девятый вал


Девятый вал

Эта картина является вершиной первого творческого периода Айвазовского. Написал ее Айвазовский в 33-х летнем возрасте. Он уже побывал за границей и и приобрел там популярность. Одна из его картин "Хаос" была приобретена Папой Григорием XIV, которую он потом поставил в Ватикане, это была большая честь.
На картине "Девятый вал" изображен рассвет над морем, которе только что начало стихать после шторма. По существующим пердположениям считается, что каждая девятая волна шторма является самой мощной и сильной. Мы видим высокую волну с бурлящей пеной. Море местами угрожающе черное и пугающее. На переднем плане - небольшая группа людей, которая пытается спастись в этой пучине волн на единственно оставшемся обломке корабля.
Бушующие волны поднимаются высоко над ними, готовые вот вот поглатить таких маленьких перед стихией людей. Тема борьбы человека с могущественной стихией как раз характерна для стиля живописи романтизма. Правда, Айвазовский уделяет больше внимания не борьбе, а самой стихие, ее бразу и величию.
Выжившие все еще верят в свое спасени, потому что они люди, самые разумные и сильные на Земле. Один из героев, еле удерживаясь за мачту, пытается держать своего товарища, из последних сил, не давая ему упасть. Героизм, мужество, воля, сплочение - все это поможет спасению в опасных ситуациях.
Взбушевавшаяся стихия не может ни востаргать. Вода на солнце отражается различными цветами. Создается ощущение самых настоящих волн, как будто вот-вот ты их видишь в разгар бури.
Ко всей красоте моря добавляется нежность раннего утра. Оно как надежда для группы людей, встает над морем. Вся гамма оттенков и красок подобрана очень гармонично. В картине присутствует достаточно большой набор цветов в ярком представлении.

В то время изображения морских стихий не подразумевали буйство красок, поэтому "Девятый вал" был открытием среди таких вещей. Сама картина очень динамична.


"Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны - немыслимо с натуры. Для этого художник и должен запомнить их и этими случайностями, равно как и эффектами света и теней, обставлять свою картину" - так говорил Иван Константинович Айвазовский.