ГлавнаяЖивопись 14-20 века → Голландская живопись

Голландская живопись

В северных провинциях Нидерландов с центром в Голландии после отделения и особенно после заключения перемирия 1609 года богатство буржуазии постоянно возрастало, появился новый слой заказчиков и покупателей, для которых должны были работать художники: города заказывали для ратуш, торговые компании заказывали групповые портреты своих руководителей.. В области тематики тоже произошли определенные изменения. Мастера наблюдали жизнь, предметы и сцены, которые раньше не замечали или рассматривали лишь попутно, они приобрели значение, их стали считать достойными представления в живописи.

На ряду с большими историческими изображениями , мифологическими композициями или религиозными картинами все более и более заметно выдвигается на первый план, особенно у так называемых "малых мастеров", реалистическое понимание зримого мира. Голландские художники открыли для искусства мир повседневности.

Но, как вся фламандская живопись барокко находит свое наивысшее выражение в творчестве Рубенса, так один из голландцев возвышается над всеми художниками своей страны, являясь в равной степени мастером исторического жанра, портретистом, творцом религиозных картин, он постоянно стремится к глубине ощущения, к основному в характеристике. Имя его - Рембрандт. Он предстает перед нами как нечто большее, чем величайший голландский художник 17 века, с его именем у нас связывается представление о наиболее существенном,чего вообще только можно достигнуть в искусстве. Он вновь и вновь обрщался к библии, наделяя человечность содержания рассказов и притч невиданной до тех пор интенсивностью.

Картины Рембрандта никогда не имеют ясного отношения к реальности, так подверкиваемого "малыми мастерами", они всегда возносятся из повседневного мира в духовную сферу художественного видения, вещи интересуют его не сами по себе, а в связи друг с другом и лишь на столько, насколько они подчиняются его представлениям. Таким образом все, что мы можем сказать о политических и социальных корнях его искусства, будет сомнительным, он был слишком большим гением, стоящим вне всяких правил.

Рембрандт Хермес ван Рейн родился в Лейдене. Вначале он посещал латинскую школу, затем университет своего родного города, который он покинул через год, желая стать художником. После трехлетнего обучения у Якоба Сваненбурха в Лейдене его уителем в Амстердаме был Питер Ластманн, в 1631 г. он поселился в этом городе и остался здесь, после нескольких лет пребывания в Лейдене, до своей смерти. Здесь, преодолев в тридцатых годах фазу барокко, развился развился его основаный на действии свето-тени стиль, до чрезвычайного величия и независимости.

Амстердам в то время был очень богатым городом. Туда пребывали произведения искусства из разных уголков мира. Рембрандт был страстным коллекционером. Так по гравюрам он познакомился с шедеврами итальянского искусства, никогда не покидая своей родины - Голландии.

Развитие Рембрандта как художника, его семейное счастье в браке с Саскией, скорбь по ее смерти, общественное возвышение и одиночество в старости, весь "роман" его жизни сопровождается произведениями, которые представляются одновременно личными и общедействительными. Картины Рембрандта позднего периода наполнены предельной одухотверенностью при полном отказе от незначительных подробностей. Характеризуя творчество Рембрандта, часто упоминают свето-тень, развитую уже Караваджо до поражающей новизной живописной манеры, пугающей современников реализмом, обладающей большой притягательной силой, воспринятой и переработанной нидерландцами, особенно "утрехтскими" караваджистами.

У Рембрандта свето-тент приобретает новое, более глубокое звучание, позволяет в таких картинах, как "Саския с красным цветком" и "Жертвоприношение Маноя" прочувствовать духовное содержание, не оставаясь лишь на поверхности освещенных или еосвещенных предметов, преодолевает их внешнюю оболочку.

Погрузившись в рассмотрение таких картин как "Жертвоприношение Маноя", оставив дискуссии специалистов в стороне, понимаешь, что хотел выразить Эжен Делакруа, когда писал: "Чем дальше я двигаюсь, я открываю во мне, что правда - самое прекрасное и самое редкое... То благородство Рафаэля в линиях, в величественности каждой из его фигур - Рембрандт имеет, быть может, в таинственной тратовке темы, в глубокой наивности выражения жестов."

Влияние Рембрандта было действенно и далеко за пределами Голландии, достигнув Германии, распространению этой живописной манеры во многом способствовали его ученики. При этом очевидно, сколь глубокими были впечатления учеников, которые они получили, находясь вблизи мастера, сколь сильно они отражали в своих произведениях точно ту фазу азвития творчества Рембрандта, которую они наблюдали в годы их обучения.

Голландская живопись находилась под духовным покровительством Рембрандта, и все же пример Рембрандта не был в такой степени обязательным и принуждающим, как это мы находим у Рубенса и его школы. Отдельные голландские города обладали большей художественной самостоятельностью, нежели фламандские, ориентировавшиеся на Антверпен, а в Антверпене на Рубенса.

Одним из первых учеников, принятых Рембрандтом в Амтсердаме был Фердинанд Боль. Он пришел к Рембрандту предположительно в 1631 году, стиль мастера тридцатых годов стал исходным пунктом для его творчества. Картина Боля "Сон Якоба о небесной лестницк" в освещении и во многих деталях показывает влияние учителя.

В шестидесятых годах учеником Рембрандта был Арт де Гельдер. Он познакомился с уже престарелым, живущим замкнуто мастером. В его творчестве непознаваемая свето-тень переплетается с тончайшими нюансами цвета. В такой картине как "Се человек" колорит настроен мягко и успокоительно на охру и коричневый цвет, распределенные равномерно, красный применен для тихого контраста, по краям немного темноты. Некоторые части выражены очень деликатно, как например, плащ, наброшенный на рельеф рядом с Пилатом, его тюрбан, рельеф в коричневом и зеленом и рельеф с изображением любви к ближнему на правой стороне сцены. Несправедливо, что картина стоит в тени Рембрандта.