Испанская живопись
Испания - страна, чье искусство развивалось очень своеобразно. Выделенная своим положением на краю Европы, на Иберийском полуострове, отделенная от Франции Пиренеями, она с другой стороны была в постоянном контакте с Италией, Францией и Нидерландами.
Говоря о живописи Испании, подразумевают прежде всего живопись 17 века. Что было до этого, за исключением Греко и Моралеса, знают лишь специалисты. 18 век, искусство времени королей из дома Бурбонов, еще изучается. Один лишь Гойя знаменует на рубеже 18 и 19 веков новый подъем испанской живописи на европейский уровень. В 17 же веке появилось много гениальных дарований, обладавших к тому же невероятной продуктивностью. Говоря о 17 веке, подразумевают первую половину этого столетия.
Можно выделить таких испанских художников, как Эль Греко и Луис де Моралес, Рибера, Мурильо и Вальдес Леаль, Сурбаран и Веласкес. Хотя они демонстрируют разные ступени развития и различные локальные школы, их объединяет все же глубокая религиозность, специфически окрашивающая их живопись. Мифология и пейзаж, обнаженная модель и натюрморты почти полностью отсутствуютЮ, решительно преобладают картины религиозной тематики и портреты.
Испанская живопись 16 века восприняла влияния из Италии, Франции и Нидерландов: художники эих стран работали в Испании, привезя с собой образ мышления и формоощущение, испанцы же ездили в Италию завершать свое образование. И все же испанская живопись сохранила свое своеобразие, оно заключено в основе отношения к жизни, проявляющегося как в выборе темы, так и в восприятии формы, в равной степени подверженному реализму и религиозности. Многие выдающиеся мастера Испании того времени пронизаны аскетическим мистицизмом, проникающим в их произведения.
Луис де Моралес - один из таких типичных испанских мастеров, чьи произведения ограничиваются лишь несколькими мотивами, мадонна с младенцем или чаще всего связанный Христос, возникли из полного, прочувствованного восприятия священного писания.
Рожденный на Крите получивший образование в Венеции Доменикос Теоткопулос был определяющей художественной личностью времени маньеризма в Испании, где его прозвали Эль Греко, грек. Его ранняя картина "Христос, исцеляющий слепых" возникла еше в Венеции в духе искусства Тинторетто.
В таких произведениях, которые при всей убедительной ясности выражения, остаются в линии и цвете нереальными, как видение, мы еще далеки от приближенной к реальности живописи 17 века в Испании. Как и для Италии, для Испании характерно наличие локальных центров. Необходимо различать, происходит ли художник из Валенсии, Мадрида или Толедо и Севильи. Можно рассмотеть наибоее значимые школы.
Находящаяся на испанском восточном побережье Валенсия,где учился Хосе де Рибера, сыграла важную роль посредника, она была связана в 17 веке различными нитями с Италией, что отразилось и на художественном развитии города. Хотя стиль Риберы значительно отличался от современных ему итальянцев, неоспоримо все же воздействие на испанцев Караваджо с его свето-тенью и реализмом. Рибера сам позднее сильно повлиял на итальянскую живопись барокко, а в своем ученике Луке Джордано выявил одну из наиболее сильных художественных личностей 17 века.
Своеобразие Риберы, особенно ощутимое в сравнении с кроткими, красивыми картинами Мурильо, очень удачно описывает знавший его лично Зандарт: "К этой набожносте, к церквям и алтарям его Гений не хотел присовокуплять нравящихся, приятных, радостных или благородных святых, а скорее другие, пугающие грязные истории, стары одряхлевшие тела с морщинистой кожей, со старыми дикими лицами, которые он выражал действительно живо, с большой силой и воздействием."
Бартоломе Эстебан Ямурильо является наиболеее выдающейся личностью живописной школы Севильи, одни из знаменитейших мастероа 17 века в Испании, художником явно борочной тенденции, чьи произведения наполнены красотой, религиозной проникновенностью и народной простотой.
Подьем портретной живописи наметился в Испании уже в 16 веке, а в творчестве Веласкеса в 17 веке достиг необычайной высоты.