Нидерландская живопись
Старонидерландская живопись сыграла трудно переоценимую роль в преодолении средневековой формулообразности искусства, обратившись к описанию реальности, пейзажа и интерьера с неведомой до тех времен тонкостью деталей, с особым вниманием к портрету. Собственно прорыв к совершенно новому пониманию искусства начался примерно с 1415 года в области фламандских городов Гента, Ипрна и Брюгге и наиболее блестяще воплотился в достижениях братьев Хуберта и Яна Эйкова.
Ян ван Эйк начал свой творческий путь как книжный иллюстратор. В малоформатных расцвеченных рукописях он развил характерные для его стиля ощущение реальности, корректность перспективы в изображении помещений и миниатюрную точность письма. Примерно до 1424 году Ян ван Эйк работал в Гааге, затем поступил на службу к герцору Филиппу Доброму Бургундскому, жил в Лиле и приблизиетльно с 1430 году в Брюгге. Утонченная духовно-художественная атмосфера бургундского двора отразилась на его произведениях, как и жизнь бюргеров цветущих нидерладндских городов.
Наряду с Яном ван Эйком второй гениальной и плодотворной художественной личностью старонидерландской живописи 15 века был Рогир ван дер Вейден, известный уже при жизни, как в Нидерландах, так и в Италии. Он был последователем Рогира ван дер Вайдена, работал приблизительно с 1500 года в Брюсселе и прозван по очень пластически нанесенной, производящей впечатление вышитой, проработке листвы.
Особую группу произведений, относящийхся в новой эпохе, представляют другие картины нидерландских мастеров. Это Бернарт ван Орле, Йос ван Клеве, Ян Массейс, Корнелис Энгебрехтс, Гольбейн. Из знаменитых портретистов фламандской живописи можно выделить Йосы ван Клеве и Бернарта Орлея. Живший в Брюсселе ван Орлей, должно быть, побывал в 1518 году в Италии. Он преодолел старонидерландские представления об искусстве и, следуя тенденциям итальянского Ренессанса, искал собственные пути развития. Он работал и как рисовальщик для знаменитой шпалерной мануфактуры. Было выдвинуто предположение, что ван Орлей принимал участие в работе над двумя старонидерландскими шпалерами.
Изменения стиля, истолкованные как результат поездки в Италию, заметны между двумя "Поколениями" Йоса ван Клеве. "Малое поколение..." 1515 года отличается очень тонким колоритом, хрупкими формами, плоскими, почти прозрачными лицами; "Большое поколение...", созданное около 1525 года, напротив, имеет выразительно-сильные фигуры, пластически моделированные головы с применением сфумато ламбордской школы, немыслимое без северо-итальянского влияния.
Йос ван Клеве и Ян Массейн представляют различные тенденции так называемого антверпенского маньеризма. Ян Массейс продолжает такими картинами, как возникшая в 1530 году "У сборщика налогов", воспринятые у его отца традиции жанровых полуфигурных изображений. Карикатурное утрирование характеров является частью наследства позднеготической живописи, точное же описание всех сюда относящихся деталей - приметой многих картин Ренессанса.