ГлавнаяАйвазовский ИванКартины → Кораблекрушение

Кораблекрушение


Кораблекрушение

Полотно «Кораблекрушение» было написано Айвазовским в конце 70-х годов XIX века, работа выполнена на холсте  маслом. Сейчас она находится в картинной галерее им. Айвазовского в Феодосии.

В годы создания полотна, Айвазовский начинает придерживаться более реалистичных сюжетов. Одной из главных задач, которые он ставит перед собой, это наиболее точная и достоверная прорисовка моря. Вместе с тем, полотно выполнено в традициях романтической живописи, с присущими данному стилю нотками меланхолии. В таком же стиле выполнена и работа «Восход солнца», оба полотна призваны показать величество природы. Художник отдает дань красоте окружающего нас мира.

Морская тема лейтмотивом проходит через многие произведения Айвазовского. Изображать одну из стихий мастер будет всю свою жизнь. Множество состояний стихии изображает Айвазовский, его герои попадают и в бурю, их может настигнуть шторм, иногда на полотне изображался полный штиль. Мы также можем увидеть море, как днем, так и ночь, в рассветных сумерках, и в лучах заката. Посчитано, что море у Айвазовского может иметь до десяти разных оттенков голубого и синего.

К теме кораблекрушения Иван Константинович будет обращаться еще не раз. Главный посыл, который несет в себе тематика этих картин  - беспомощность человека перед могуществом природы. Подобные мысли, Айвазовский находит, конечно, в творчестве немецких романтиков, которые также в своих литературных исканиях уделяли много места морской стихии, месту человека в природе. Здесь человек напрямую зависим от природы, он не царь, как принято было считать до этого, а всего лишь песчинка в море. Но вместе с тем, как бы жестоко природа не обращалась с человеком, всегда есть надежда на спасение, всякие трудности преодолимы, именно поэтому на вершину скалы Айвазовский помещает небольшой храм. И людям, в тонущем корабле, среди обломков мачт, есть куда плыть. Им даровано спасение, стихия сжалилась над своими детьми, и их взгляды обращены именно вверх, на гору.

Стоить заметить, что Айвазовский никогда не писал море с натуры, так как считал невозможным изобразить море таким, какое есть оно на самом деле. Невозможно передать всю полноту цвета и ощущений морских волн. Источником для рисования, художнику всегда служила его память и те ощущения, оставшиеся от морских путешествий.