Берег моря.Штиль
«Берег моря. Штиль» – это картина великого русского художника И. К. Айвазовскго, была создана им в 1843 году. Айвазовский был одним из пансионеров Академии художеств Российской Империи, направленных на усовершенствование пейзажного мастерства в Рим. Картина как раз создавалась подчас учёбы писателя в Италии. Картина написана не в России, поэтому то, что на ней изображено, кажется каким-то далёким, непривычным. В тот час Айвазовский был уже сложившимся художником, впитавшим традиции русской пейзажной живописи.
Наверняка, подчас странствий по Европейским странам, творец скучал по родине. Картина пропитана теплом к родине, такой любимой, и такой далёкой, недосягаемой, как корабль для малыша на берегу. Пока он мал, и может лишь мечтать о кругосветных плаваниях, однако скоро он подрастёт и сможет стать моряком, а может даже и капитаном. Можно предположить, что писатель сравнивает себя с малышом, а корабль с родиной. Женщина на берегу олицетворяет искусство. Именно она, женщина, не даёт малышу попасть на корабль, именно оно, искусство, не даёт творцу вернуться на родину.
Картина выполнена маслом. На ней можно проследить истинный стиль художника: преобладание одной цветовой гаммы, мягкое и чёткое исполнение мелких деталей, которые являются невзрачными, и на первый взгляд никакой роли не играют, чёткая передача солнечных бликов на воде, и само её исполнение.
Что касается сюжета на картине, то мы можем только догадываться, что хотел сказать автор. Различные предметы и персонажи на картине являются своеобразными символами, однако об их значении остаётся только догадываться. Девушка и маленький ребёнок могут означать свободу в Европейских странах, в отличие от России, которая задыхалась от крепостного права. А могут и вообще не являться никакими символами, а быть частью пейзажа, обычного пейзажа, передающего красоту природы, прекрасный вид заката на море, и не нести никакой смысловой нагрузки.
Живопись Айвазовского того времени отличается сильным воздействием романтических традиций Брюллова. Это широко сказывается на самом понимании искусства, на мировоззрении и мировосприятии. Подобно Брюллову Айвазовский стремится прославлять русскую школу живописи, пытается через картины доказать всему миру что Россия ничуть не хуже Европы, которая славится своим искусством ещё со средних веков. С Брюлловым мастера роднит смелость, живость и высокое мастерство исполнения картин.