Венеция


Венеция

Полотно было написано Иваном Константиновичем в 1844 году, маслом на холсте. Хранится сейчас в Твери, в областной галерее.

На полотне изображен один из венецианских портов, на восходе солнца. Чуть брезжит рассвет, переливаясь теплыми оттенками, несколько гондол курсируют между кораблями, несколько лодок уже стоит, спустив паруса, крупный фрегат спешит зайти в порт. По мостовой прогуливаются ранние парочки, раскладывают товары барахольщики. Все выполнено в теплых золотистых оттенках. Это полотно одно из воспоминаний Ивана Константиновича о времени, проведенном в Италии, поездка художника пришлась на начало 40-х годов. Полученные впечатления великий мастер сохранил на всю жизнь. Полотно проникнуто одухотворенностью, очарованием предрассветной дымки. Художник преклоняется перед красотами Венеции, перед окружающим миром.

 В этой картине Айвазовский  продолжает вести свою линию романтизма, большинство фигур расположено к нам спиной, этот прием использовали ранние художники-романтики. Такое расположение фигур говорит нам об открытости людей будущему, взгляды парочек обращены к восходящему солнцу, как к некой мечте, навстречу которой стремится каждый человек.

Главным героем картин Айвазовского является, конечно, не человек, а природа, с ее неимоверной красотой, с грандиозным масштабом, величием. Иван Константинович не выносит человека на передний план, подчеркивая его никчемность перед природой, гармонией, и это чувствуется буквально в каждом мазке. 

Находясь в Венеции, Иван Константинович создал пять великих полотен, было организовано несколько его выставок, в Риме, Неаполе. Картины Айвазовского были приняты восторженно, искусствоведы писали, что до сих пор не один из великих мастеров, не передавал так реалистично и достоверно, все стихии одновременно: и свет, и небо, и воду. Одна из работ художника вошла даже в художественную галерею Ватикана, и папа Римский Григорий удостоил его медалью.  Во многом итальянский период в жизни художника, сформировал его вкусы в творчестве, ведь каждый день, проведенный в Италии, Айвазовский сталкивался с неописуемой красоты природой, с богатейшими музеями, с красотами еще античных времен. По сути, Италия стала второй академией для Ивана Константиновича. Навсегда отложилось в памяти то чувство гармонии с морем и природой, которое испытывает человек находясь там.