Тонущий корабль
Айвазовский в своем творчестве проявил себя как мастер графической работы, одно из его самых ярких работ в этом направлении по праву считается полотно «Тонущий корабль». Художник за годы своей жизни немало путешествовал, бывал в Париже, Италии и других городах Европы, плавал к берегам Малой Азии и работал на Кавказе, бывал он и в Египте.
Уже на закате своей жизни в 1898 году Айвазовский совершает путешествие в Америку. В каждом из путешествий он внимательно наблюдал и делал наброски. Желание рисовать не покидало его никогда. Наиболее зрелые его карандашные рисунки относятся к 40-м годам, когда художник был в академической командировке и путешествие в Малой Азии летом 1845 года. В 40-е годы художник много работал на юге России, в основном в Крыму. Именно в Крыму он создал серию морских видов, написанных техникой сепии. Он делал легкие наброски графитным карандашом, а затем брал в руки сепии, все коричневые оттенки ее от насыщенного до прозрачного присутствуют в работах.
Чтобы придать блеск водной поверхности или морской пены, он применял белила, а иногда сцарапывал верхний слой грунтованной бумаги. Это помогало создавать определенный дополнительный цветовой эффект. Работы этого периода отличаются тщательной проработкой деталей картин, гармоничной по распределению композиционной массы. Графическая законченность каждой детали рисунка и крупные размеры листа доказывают, что художник очень ответственно относился к рисункам, сделанным с натуры. В основном он изображал на них прибрежные города. Художник мог с помощью простой линии, не используя светотень, достичь точной передачи пространства и объема, воспроизвести тончайшие эффекты.
Рисунки, которые делал он во время путешествий, очень сильно помогали ему в работе. В молодые годы Айвазовский использовал эти рисунки, применяя их в композиции картины без всяких изменений. Они становились первым толчком к осмыслению и воплощению его творческих замыслов в жизни. Вторая половина жизни Айвазовского наполнена в основном рисунками, сделанными в широкой свободной манере, а на закате своего творчества, делая путевые зарисовки, он рисовал свободно, слегка касаясь карандашом бумаги. Его рисунки этого периода уже не отличались былой графической строгостью, они обретали отчетливость и новые качества его живописи.