ГлавнаяБрюллов КарлКартины → Портрет графини Юлии Самойловой с приемной дочерью

Портрет графини Юлии Самойловой с приемной дочерью


Портрет графини Юлии Самойловой с приемной дочерью

Творчество Карла Брюлова в области портретной живописи было признано неоспоримым и безусловным. Даже самые суровые критики, такие как Александр Бенуа и Владимир Стасов, восхищались портретными работами художника. Одним из лучших образцов парадного портретизма Брюлова заслуженно считается изображение графини Ю.П.Самойловой, которая являлась идеалом всей жизни художника. Портрет Юлии Павловны Самойловой прекрасен и одновременно трогателен своей чистотой акварели.

С первого дня их встречи, которая произошла в Италии, Карл Брюлов преклонялся перед этой женщиной. Всероссийский самодержец Николай I, несмотря на то, что был в родственных связях с Самойловой, недолюбливал ее за независимость поведения и вольность взглядов.

В Риме судьба столкнула Карла Брюлова с Юлией Павловной Самойловой в знаменитом салоне З.Волконской в 1827 году. Путешествуя по Италии летом, они изучили все ее интересные места, в том числе и руины Помпеи. Первое изображение Ю.П.Самойловой закрепило за Брюловым славу мастера портретного жанра. В картине «Портрет Ю.П. Самойловой с Джованниной Пачини и арапчонком» изображена жизненная сцена, в которую автор вложил всю мощь своего вдохновения. На ней очень правдиво переданы чувства героев. Брюлов умело передал момент движения, не нарушив при этом монументальности полотна. В картину включены композиционные детали обстановки (занавес, диван, ковер и т.д.). Между тем, нарядное убранство покоев не перекрывает простор, наполненной светом комнаты. Достигается этот эффект за счет распахнутых настежь дверей балкона, за которыми виден парк.

В 1835 году по указу Николая I Брюлов возвращается на родину и назначается профессором Санкт-Петербургской Академии художеств. В 1839 году Брюлов женился, но брак оказался неудачным и спустя всего два месяца он прекратил совместную жизнь с женой.

Этот период жизни для Брюлова был крайне тяжелым. С одной стороны потеря личного счастья, с другой стороны травля со стороны придворных Николая I. Для того, чтобы поддержать его, из Италии в 1839 году приезжает Ю.П.Самойлова. Она вопреки светскому мнению окружила Брюлова нежным участием и на время поселила его в своем имении. Этот поступок был прямым вызовом обществу. Жителя Павловска, где находилось имение Самойловой, видели, как нескончаемая вереница гостей тянулась в имение. Именно в это время Брюлов начинает работать над портретом своего идеала в искусстве и жизни. Его полотно «Портрет графини Ю.П.Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью» по праву считается пиком в творчестве Брюлова, как портретиста.