ГлавнаяБрюллов КарлКартины → Гений искусства

Гений искусства


Гений искусства

Картина написана в период с 1817-1820, мелом, пастелью, углем на бумаге.

Сейчас находится в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург.

«Гений искусства» – один из первых самостоятельных рисунков Карла Брюллова, исполненный им в четвертом возрасте, то есть предположительно около 1820 года. Академический Совет признал его образцом ученической работы и в качестве такового его поместили в натурном классе. Эта работа была удостоена серебряной медали Академии. Фигуру, изображенную там, впоследствии воспроизвел медальер Уткин на академической медали.

На данной картине изображен прекрасный и величественный юноша, восседающий опершись на лиру. Навеянное античной скульптурой изображение гения на рисунке было дополнено жезлом, а также головой Лаокоона, которая лежит у ног прекрасного бога. Четкость силуэта, красота пластического воплощения и непринужденность позы в работе Брюллова сочетались со звучностью колорита, что было достигнуто применением смешанной техники (угля, пастели, цветных карандашей).

Система художественного образования тогда, как и во всех европейских академиях, основывалась на принципах классицизма, рационалистического направления, которое имело свод строгих канонизированных правил. Последовательность обучения в то время была незыблема.

Классические представления  Брюллов впитал «с молоком матери» всю жизнь он разделял их и открыто никогда не порывал с ними. Тонкое чувство формы, а также поражающая пластичность картин Брюллова все это является результатом любовного изучения классики. Еще в академические годы юный художник около сорока раз рисовал сложнейшую группу Лаокоона и около  двенадцати раз копировал Веласкеса. Но к чисто классическим образцам можно отнести, наверно, только одну из его ранних работ — «Гений искусства».

В данной работе все — от пропорций тела и лица, характера подсветки, устойчивости форм и до четкости контуров — было выполнено в полном соответствии с  классическими канонами. Реальное всюду было вытеснено идеальным, частное было подчинено общему, а сиюминутное — вечному. Настолько цельного классического образца Карл Брюллов больше не создал никогда. В поздних его ученических работах уже заметно как явственно начинают прорываться живые наблюдения и реальная жизнь.

Ведь те годы, когда он самозабвенно трудился над картиной "Гений искусства", Россия переживала важные события. И слухи о происходящем в российской действительности, проникали в Академию художеств, это не могло не отразится  на взглядах молодого художника