Портрет архитектора К.А.Тона
Портрет написан Карлом Брюлловым маслом на холсте; начало работы -1823, окончена была в 1827году.
Размер работы – 56,5 х 51 см.
Сейчас находится в санкт-петербуржском Государственном Русском музее.
Константи?н Андре?евич Тон (1794 —1881) — русский архитектор, являющийся автором большого количества архитектурных проектов, реализованных по всей России, с 1828 года стал придворным архитектором Николая I, с 1954 года являлся ректором Императорской Академии художеств.
Особенно известны его работы в Санкт-Петербурге, а также в Московском Кремле (Большой Кремлевский дворец), его главным детищем был храм Христа Спасителя в Москве (разрушенный в 1933 году). Также его работами является Государственный склад оружия и многочисленные железнодорожные станции в Санкт-Петербурге и в Москве.
Учился он в Академии художеств в Санкт-Петербурге, а также в Италии (1819-1828), где и познакомился с Карлом Брюлловым.
В облике К.А.Тона, который был известен своей трезвой уравновешенностью, Брюлловым было увидено душевное смятение. Широкие его брови дрогнули, безрадостным и вопрошающим стал его взгляд, голова поникла. Однако сколь бы мятежными ни были переживания, и как бы ни была взволнована душа, все это выражается им в сдержанной форме. На портрете изображен человек, испытывающий внутренние терзания, в глазах его можно усмотреть выражение разочарования, усталости, отрешенности. Взгляд его кажется «стеклянным», он будто бы смотрит сквозь вас, не замечая всего, что происходит вокруг, он углублен в себя. Рука его словно ограждает его от всего внешнего, от всей суеты, словно он хочет остаться одни, совсем один, наедине со своими мыслями.
Появляется ощущение, что он сейчас хочет опустить глаза и отвернуться от нас, он находится вполоборота к нам. Четко прорисованная единственная белая деталь в портрете – платок, завязанный на шее, словно, делит его тело на две части: голова, которая, поддаваясь внутренним усилиям, всё-таки повёрнута к нам, и тело, которое подсознательно от нас отворачивается. Это также свидетельствует о внутренних противоречиях, которые мучили К.А. Тона в данный момент или на этом этапе его жизни. Именно эта внутренняя противоречивость, подмеченная острым глазом художника, скорее всего и привлекла Карла Брюллова, и именно внешние проявления этой внутренней борьбы хотел он запечатлеть на холсте.