ГлавнаяБрюллов КарлКартины → Портрет музыканта М.Ю.Виельгорского

Портрет музыканта М.Ю.Виельгорского


Портрет музыканта М.Ю.Виельгорского

Написан в 1828г. маслом на холсте, его размер – 138 х 97,5 см.

Сейчас находится в Государственном художественном музее Беларуси, в Минске.

Изображение музыканта М.Ю.Bиельгорского, написанное Карлом Брюлловым в 1828 году, стало одним из самых первых больших портретов художника. В композиции портрета Виельгорского можно отметить черты декоративности. Колорит портрета звучит повышенно ярко,  господствует в нём красный цвет халата, изящно подбитого голубым шелком, — об этом также свидетельствует приподнято-театральна поза музыканта, который торжественным жестом  провидит смычком по струнам виолончели.

Однако даже сквозь все условности портрета можно почувствовать, как прорывается, обуявшее сердце музыканта, живое чувство вдохновения. В его облике всё еще ощутима та напряженность внутреннего мира, отличающая ранние портреты Карла Брюллова. Виельгорский внимает звукам виолончели, его брови сдвинуты, а губы сжаты. В выражении его лица ощущается какая-то суровая сдержанность, которую особо подчеркивает туго стянутый на его шее платок. Уже исчезла непосредственность порывов, присущая ранним портретам Брюллова. Сменила их серьезность человека, уже умудренного жизненным опытом.

Сам Карл Брюллов остался удовлетворенным портретом, об этом он сообщил Федору Брюллову – своему брату и наставнику.

Сказал он, что уже написанный портрет графа Виельгорского, которого он считает редким гением в музыке, «вышел не дурен».

М. Ю. Виельгорский  также дал ему очень высокую оценку.

Так Федор Брюллов писал брату Александру, что Матвей Юрьевич Виельгорский назвал «Совершенством» портрет, написанный Карлом, а самого Карла «неисчерпаемым гением».

Матвей Юрьевич Виельгорский, ученик Бернгарда Ромберга, искусный виолончелист, был частым устроителем квартетных собраний у себя дома. Принимал непосредственное участие в процессе учреждения Императорского русского музыкального общества. Является автором немногочисленных пьес, написанных для струнных инструментов, в частности, для одного, либо для двух виолончелей и прочее. Свою ценную нотную библиотеку он завещал санкт-петербургской консерватории.

Матвей Юрьевич не имел собственной семьи, и помогал в воспитании детей старшему брату, а также вел финансовые и хозяйственные дела семьи. Он был владельцем редчайшей коллекции струнных инструментов, пять из которых были работы Страдивари.