Портрет З.А.Волконской
Эта картина является гравюрой М. Майера с утраченной акварели Карла Брюллова (1830года). Сейчас она находится в собрании музеев замка Сфорца в Милане (Италия).
В портрете Карла Брюллова Волконская задумчиво сидит в кресле, опираясь на правую руку и устремив свой вдохновенный взгляд голубых очей в неведомые дали. Очаровательная девушка-героиня картины в пышном и красивом наряде притягивает к себе наш взгляд. Ее облику, который был тонко прочувствован художником, Александр Пушкин посвятил даже один из своих стихов.
3.А.Волконская (1792-1862) отличалась незаурядным литературным, вокальным и сценическим талантом, она была воспета Пушкиным, Баратынским, Козловым, Веневитиновым. Карла Брюллова с 3.Волконской связывала настоящая искренняя дружба, а также взаимные творческие симпатии, которые не прекращались до конца жизни художника.
Княгиня Зинаида Волконская была писательницей, родилась в 1792 году в Турине. Свое первое эстетическое и литературное образование получила благодаря отцу, который был известным как французско-русский писатель.
Выйдя замуж за князя Волконского (он умер в 1844 году), она жила сначала в Санкт-Петербурге, где по сану и богатству своего мужа, а также по своей красоте и уму занимала достаточно высокое положение при дворе. Когда после 1812 года она уехала из России, то такое же положение занимала и за границей. Особенно в Праге и Теплице, где император Александр, который находился в то время в Германии, любил пребывать в ее обществе, как и тогда, когда она проживала в Париже после 1813 года, а затем в Вене и Вероне, во время европейских конгрессов.
Когда Волконская вернулась в Россию, она начала изучать родную старину, но в Санкт-Петербурге ее научные стремления вызвали в высшем обществе насмешки и неудовольствие, потому в конце 1824 года она переехала в Москву. Тут она стала центром всего, что было образованным и даровитым в русской жизни, она сама принялась изучать родной язык, который до этого мало знала, а также изучать отечественную литературу и отечественные древности: ее интересовали песни, народные легенды и обычаи.
В 1825 году Зинаида Волконская начала даже хлопотать по поводу основания русского общества для устройства национального музея, а также для обнародования памятников старины. Постоянными собеседниками княгини были Пушкин, Жуковский, князь Вяземский и Баратынский.