Ангел
У Дали была такая фантазия, что нейтроны и протоны являются сутью ангельских элементов, потому что в тела небесные, уточняет он, включают в своё состав субстанции и субстраты, ведь именно из-за этого кое-какие существа видятся мне такими близкими к ангелам — взять к примеру Святого Иоанна на Кресте и Рафаэля.
«Температура Рафаэля — это можно сказать прохладная температура весны, в точности соответствующая температуре Пресвятой Девы Розы».
И без оттенка сомнения говорит: «Мне нужен идеал чистоты гиперэстетической. Чем дальше меня заносят, тем всё более меня охватывает идея целомудрия. Для меня это самое главное и необходимое условие жизни духовной». Это весьма ярко отражено в его картине «Ангел». Для того чтобы растолковать ангельскую направленность Сальвадора Дали, долгое время остававшуюся демонической (хотя и дьявол тоже является ангелом), не хватит ли обращённого взора к тому, что будучи совсем малышом, он обладал привычкой совместно с другими ребятами развлекаться со всем напором силы, до страшной боли нажимал на свои глазницы, рассчитывая на вызов ощущения фосфенов? Называл он это игрой, которая помогает увидеть ангелов.
Вполне достаточно будет здесь сказать, что вся эта палитра ощущений, как об этом подтверждает анализ его картины, является методом снова обрести потерянный Рай материнской груди. Хотя, при любом исходе вполне возможно, что, таким образом выражая себя, Дали удалось уйти от безумия, так как ни разу не терял связи с требованиями, которые устанавливало искусство. Даже больше. Дали ведь на самом деле верил в то, что ангелы существуют. Когда его спросили, почему он верит в это, он изрекал: "Какие бы грёзы ни обрушивались на мою долю, у них есть возможность принести мне удовольствие только в том случае, если они имеют полную достоверностью.
Исходя из этого, в случае, если я ощущаю такое наслаждение во время приближения ангельских образов, то у меня есть все мотивы считать, что ангелы в действительности существуют".
Дали, говоря так, заявляет, что есть довольно ощутимые различия среди того, как он воображает себе ангела (с реальной верой в его существование по вышеизложенным причинам), и тем Чудом, которое стало рождением его безграничной фантазии, названное Парацельсом «краеугольным камнем безумцев».
Именно в этом самом "Ангеле" Сальвадор не просто обретает самого себя, но и абсолютно владеет собой.