Всадник по имени смерть
Картина написана художником в период жизни, который искусствоведы причисляют к параноидально-критическому, ограниченный временными рамками с 1934 по 1937 года. Написана маслом. Именно на эти годы в судьбе Дали пришлись события, сыгравшие огромную роль в его жизни. В 1934 он вступает в сожительство с Галой, официально они свои отношения узаконят лишь в 1958 году в городке Жерона, что в Испании, а также на этот год выпадает первая поездка Дали в США. Примерно в 1934-1935 начинаются разногласия Сальвадора Дали с сюрреалистами, последние обвиняют художника в антиреволюционных настроениях, в тот момент великий провокатор нашел оправдывающие его перед ними слова, окончательно же сюрреалисты отвергли Дали в 1939 году.
Теперь рассмотрим картину внимательнее: на ней изображен скелет верхом на костлявой лошади, на фоне огромной горы, венчает которую не то башня, не то часовня. Сзади наступают сиреневые тучи, и о чудо, среди них мы видим радугу. На лицо развитие темы апокалипсиса, всадник, которому мы покорно вручаем свои души, отвесная скала, как символ непреодолимых жизненных трудностей и несбывшихся надежд и ожиданий, тучи которые пока еще далеко, но они обязательно заволокут твою жизнь. Полотно носит явный параноидальный характер. Интересен образ полуразрушенной башни, над которой кружат птицы, мне видится в этом не что иное, как наша старость, грядущая после непреодолимых жизненных скал. Такая нищая, никому не нужная, без прикрас и радостей, старость, когда ты один, и в гости к тебе может заехать лишь смерть. Птицы же тоже кружат, поскольку, в скором времени, можно будет поживиться свеженьким трупом.
Дали как бы предупреждает нас, смерть и старость не за горами, она близка. Но все же в самом углу Дали изобразил радугу, как бы намекая: быть может, не все так безнадежно, тебя еще могут ждать приятные повороты судьбы.
Дали всегда любил тайны, любил отсылки, метафоры, не зря он говорил, что рисует фотографии своих сновидений. Он пытался как можно реальнее изобразить мир фантазий, всегда делал предварительные эскизы, тщательно обдумывал каждую деталь, каждый сантиметр будущего полотна. Здесь не может быть ничего лишнего, все предельно взаимосвязано, но и вместе с тем может иметь две и более трактовок и интерпретаций. И это одно из его главных открытий и преимуществ, в картинах Дали один предмет может нести в себе несколько смыслов.