Тайная вечеря
Большой стол, вокруг которого стоят фигуры в плащах, склонив головы. На фоне - залив Порт Лигат, из вод его вырастает фигура полупрозрачного Христа.
Это одна из самых знаменитых работ Дали. Впоследствии она была передана Честером Дейлом в Вашингтонскую национальную галерею. Для Дали эта картина является образом нравственной чистоты и величия. Рилигиозный мотив как основной, но сочетается с мистическими намеками.
Дали пользуется своим пониманинем при интерпритации библейских притч. Завадская говорила о картине так: "В нем воплощено филосовско-религиозное и эстетическое кредо Дали. Здесь воздух и свет, и конструкция, и сон, и явь, и надежда, и сомнение. В центре большого горизонтального полотна (167х288) изображен Христос в трех ипостасях — как сын, сошедший на Землю, он сидит за столом со своими учениками, но потом мы замечаем, что он вовсе и не сидит за столом, а погружен по пояс в воду — то есть крестится водой, или духом святым, тем самым воплощая вторую ипостась троицы, а над ним призрачно высится мужской торс, словно часть композиции "Вознесение" — возвращение к Богу Отцу. Апостолы изображены низко склонившими головы на стол — они словно поклоняются Христу (или спят!) — в этом случае есть аллюзия на евангельский текст, содержащий просьбу Христа не спать, пока он молит Бога: "Чашу мимо пронеси". К этому можно добавить идеи, высказанные академиком Б.Раушенбахом в статье "О логике триединости": "...непостижимой является вовсе не логическая структура Троицы (она вполне разумна), а кардинальное качество Троицы, жизнь Бога в Самом Себе".