ГлавнаяЛевитан ИсаакКартины → Папоротник в бору

Папоротник в бору


Папоротник в бору

Исаак Ильич Левитан в раннем периоде своего творчества находился под влиянием своих наставников - Василия Поленова и Алексея Саврасова. С годами, будучи уже сформировавшимся художником он пришел к заключению, что основу картины составляет натуральный этюд, но это лишь первый этап на пути выражения образного содержания задуманной художником картины. В своей картине «Папоротник в бору» Левитан сумел развить эмоциональную выразительность пейзажа, показав самые тонкие нюансы существа природы. Каждому понятны передаваемые художником чувства, ведь они свойственны всем людям. Художник предельно объективен и не подвергает природу собственным переживанием, а тем более не перестраивает ее.

И в ранних и поздних работах Исаака Левитана природа предельно эмоциональна и «человечна», меняются лишь эмоции и то, как мастер искусно их выражает. В основе пейзажей Левитана лежат настроения, которые не только объективны, но и предельно содержательны.

На протяжении всего своего творчества, к сожалению недолгого, Левитан стремился к раскрытию «сокровенной тайны природы», ее глубокого духовного содержания. Художнику все эти постижения давались нелегко. В одном из своих писем, которые Левитан отправил с Волги А.Чехову он пишет: «существует ли еще что-то трагичнее, чем чувства бесконечной красоты окружающего нас мира, увидеть сокровенные тайны, почувствовать Бога во всем и осознав свое бессилие, выразить свои ощущения на холсте». Среди друзей Исаак Левитан любил повторять строки Е. Боратынского, в которых ему казалось, собран истинный идеал пейзажиста.

Умер Исаак Ильич Левитан, не дожив всего несколько дней  до своего сорокалетия. По неподтвержденному диагнозу причиной смерти явился ревматический миокардит. Но, не смотря на столь молодой возраст, художник по достоинству был оценен современниками. Пейзажи Левитана способны поразить своей глубиной и тонкостью, максимальным лаконизмом изображения. «Пейзажи настроения» у Левитана изображены таким образом, как видит рассеянный взгляд человека, который поглощен каким-либо душевным состоянием и видит лишь то, что находится в созвучии с ним, поэтому окружающее его естество как бы эхо настроений: умиротворенности, скорби, тревоги, меланхолии. Но поскольку настроение часто меняется, мы ощущаем это незаконченной отделки объемной формы предметов в пейзажах Левитана. Цвет и форма в картинах Левитана даются, как бы обобщено в форме живописных цветовых пятен.