ГлавнаяЛевитан ИсаакКартины → Садик в Ялте. Кипарисы

Садик в Ялте. Кипарисы


Садик в Ялте. Кипарисы

Исаак Левитан в 1886 году отправляется в Крым и хотя пробыл он там не долго, успел набросать ряд эскизов, которые впоследствии стали весомым и выразительным словом в его творчестве, посвященном этому благодатному краю. На этих картинах мы не увидим знаменитых крымских ландшафтов. На них изображена будничная сторона, наполненная поэтичностью.

Одной из ярких картин этого периода является картина «Садик в Ялте. Кипарисы», написанная в 1886 году хранится сегодня в музее-заповеднике Поленова. Художника привлекали очертания крымских гор, он внимательно изучал и переносил подробности рельефа склонов гор, который гармонично сочетался с нежной голубизной моря и неба. Левитан был первооткрывателем красот южного берега Крыма. Все работы, выставленные художником в 1887 году, были раскуплены после окончания выставки московского общества художеств, где они имели огромный успех. Художник вспоминал, что дни, проведенные в Крыму, казались ему непрерывным утром. Он увидел здесь чистые краски. Воздух, отстоявшийся за ночь, был прозрачен, издалека видна роса, которая стекала по утрам с листьев и пена волн, которая белела за десятки миль от каменистого берега.

В Крыму Левитан ясно понял, что над красками властвует только солнце. Именно в солнечном свете заключается великая живописная сила, и даже серость русской природы притягательна лишь тем, что тоже является приглушенным, прошедшим через пелену облаков солнечным светом. Черный цвет и солнце по своей сути несовместимы. Левитан после поездки в Крым решил изгнать из своих творений темные тона, объяснив, что черный цвет это труп краски. Именно отсюда началась многолетняя борьба Левитана за свет, правда удавалось это ему не всегда.

Все этюды, сделанные Левитаном в Крыму, в том числе «Садик в Ялте. Кипарисы» пронизаны очарованием красот южного моря и природы. Меланхолической нежной натуре художника как нельзя больше соответствуют мотивы Древней Тавриды с задумчивыми кипарисами, опаловым морем и мягкими очертаниями гор.

Пожалуй, никто из русских художников не прочувствовал южную природу Крыма, не воспринял ее живописное море и элегичность мотивов Древней Тавриды. В этом смысле Левитан был первооткрывателем, именно этим и объясняется его исключительный успех. Подтверждающий неоспоримость дарования.