ГлавнаяМалевич КазимирКартины → Четыре квадрата

Четыре квадрата


Четыре квадрата

Четыре Квадрата Казимира Малевича. 1915 год

Написанная в 1915 году картина Казимира Малевича «Четыре квадрата», которая хранится в собрании Радищевского музея, совсем недолго находилась в экспозиции выставки «Острые углы». В числе немногих она отправилась в очередное путешествие заграницу, сразу после открытия выставки. В этот раз картину ждали в Португалии и Испании, где проходила выставка «Малевич и кинематограф». Вероятнее всего, впервые, Малевич показал «Четыре квадрата» в 1915 году на «футуристической выставке картин 0,10». Выставив еще 39 своих работ, Малевич сообщил о создании нового течения в живописи – супрематизма (супрем – высший, лат.). Это направление пропагандирует очевидное превосходство цвета над другими всевозможными свойствами живописи. Выполненные в стиле супрематизма картины стали началом «чистого творчества» уравнивающего Природу и творческую силу человека.

Мировое авангардное движение в самом начале ХХ века упорно двигалось в направлении беспредметности. Знаменитые кубисты Франции( Пикассо и Брак) уже стояли у этого рубежа, но перешагнуть не решались. Этот шаг совершили русские авангардисты.

Толчком  Малевичу в направлении абстрактного искусства послужило его сближение с музыкантом и художником М.Матюшиным и поэтами В. Хлебниковым и А.Крученых. Вместе с ними Малевич участвовал в постановке футуристической оперы «Победа над солнцем», которая вышла в 1913 году. Декорации и костюмы, эскизы которых выполнил Малевич, отличаются большой цветовой плоскостью, с присутствием черного квадрата и прямоугольника. Именно, эти эскизы были фактическим переходом автора к супрематизму, который он еще не совсем осознал. И лишь в 1915 году произошло полное осознание совершенного, когда готовя эскизы для отдельного издания стенографии, он неожиданно очистил рисунок задника, на котором была изображена астрономическая карта «победы над солнцем» от стрелок, цифр, слов и различных предметов реального мира. В результате этого осталась ничего не изображающая геометрическая фигура «беспредметной»  композиции.

Малевич утверждал, что этот рисунок ожидает великое будущее в живописи, он был уверен, что сделанная бессознательная картина принесет большие плоды. Он был прав и являясь родоначальник шара и куба, принес удивительную культуру в живопись. Картина «Четыре квадрата» является ярким примером супрематических построений Казимира Малевича.