Иов и его друзья
Картина «Иов и его друзья» была написана И.Е.Репиным в 1869 году. На картине изображен сюжет из ветхозаветного писания, где Иов предстает мучеником, на долю которого выпадают сверхчеловеческие страдания. Некогда счастливый праведник, потеряв своих детей и имущество, превращается в старика, страдающего от страшных болезней. Пришедшие навестить его близкие друзья в оторопелости смотрят на изможденного Иова. Именно эта сцена и была запечатлена столь мастерски Репиным. В 1869 году молодой художник получил за картину малую золотую медаль. Он превзошел в мастерстве живописи многих мастеров портретного изображения бытовых и исторических сцен своего времени. Выставленное в 1869 году, полотно «Иов и его друзья» на академической выставке отмечалась только восторженными отзывами зрителей и комиссии. Знаменитый художественный критик того времени Владимир Стасов посвятил ей несколько замечательных рецензий.
Критиков и зрителей удивило необычное решение палитры, изображение главного героя многострадального Иова, уставшего изможденного и слабого, изображение убитой горем жены и трех друзей Иова разной национальности. Ученики академии художеств должны были показать свое мастерство живописной техники, умение изображать различные детали антуража, исторические события и изображать человеческую фигуру. Репин же, вышел далеко за рамки этих требований, удивив на академической выставке всех присутствующих. В результате он был награжден за картину «Иов и его друзья» малой золотой медалью, которая предоставляла художнику возможность, в дальнейшем участвовать в других различных художественных конкурсах и в результате стать пенсионером академии художеств Санкт-Петербурга.
В 1873 году, будучи пенсионером Академии художеств, Репин выехал за границу. Там он не мог принять творений, чуждых ему западных живописцев и отмечал, что французов больше интересует не столько люди, сколько краски, костюмы и освещение. За границей Репин пишет ряд пейзажных этюдов, картину «Садко» и «Парижское кафе». Не выдержав окончания заграничных командировок в 1876 году, Репин возвращается в Россию и вскоре и вскоре переезжает в Москву из Чугуева. В эти же годы, Репин пишет для Третьякова портреты Мусоргского, Аксакова, Пирогова, Рубинштейна и другие.
Без сомнения основными свойствами творческой натуры Репина является отзывчивость таланта и широта интересов.