Голгофа


Голгофа

В последние годы своей жизни И.Репин всё чаще обращается к евангельским сюжетам в своём творчестве. Одним из ярких шедевров позднего периода творчество Репина является «Голгофа», написанное в 1869г. Сюжет картины был выбран в библейских преданиях, и расписывает распятия Христа при народе. Полная трагичности картина выполнена в серых тонах. Надвигающаяся гроза и сгущающиеся чёрные тучи на небе показывают неизбежность наказания людей за совершённый великий грех. Народная толпа бесчисленна. В ней можно увидеть и воинов, и простолюдинов. Все хотят увидеть казнь, и сходятся в назначенном месте. Именно такой впечатление складывается у зрителей в первые секунды, глядя на картину. Но лишь вдумчивый и внимательный зритель заметит, что на распятом Христе одета русская рубаха. Конечно, Репин неспроста изобразил его в русской одежде. Подтекст этого художественного решения является намёком на всенародные страдания русских людей. Однако, к чему такая параллель? Ведь в не менее известной картине Репина «Бурлаки на волге» также прослеживается попытка изобразить страдания народа. Почему же художник проводит такую тесную линию, связывающую библейские мотивы с реальной жизнью. Критики отмечают, что, таким образом, художник показывает весь драматизм ситуации, сложившийся на Руси, и стремится ярче выразить и донести свою мысль. А для того, чтобы его язык стал более понятным для народа, он проделывает это через связь с религией.

Картина была выставлена в 1927г. в Хельсинки, где проходила последняя прижизненная выставка Репина, и по оценке критиков была наиболее ярким экспонатом выставки. Наряды с другими работами (Грузинский танец, Священник). Непривычная композиция картины, включающая в себя открытую могилу, собак, обнюхивающих кровавые следы, наводит на мысль, что Репин применил символические значения, которыми он никогда не увлекался. В своём письме одному из друзей в 1920-ые годы Репин писал, оказавшись в полной изоляции за границей, что раньше он не предавал большого значения церкви, а после того, как она отлучила Льва Толстого, и вовсе не переступал её порога. Но теперь, когда жизнь на Руси сильно изменилась, он считает церковь великим знаменем русского народа.

Голгофа – не единственная в своей идеологии работа Репина. Существует ещё как минимум 2 близкие по сюжету картины: «Отказ от Исповеди» и «Арест Пропагандиста».