ГлавнаяРепин ИльяКартины → На дерновой скамье

На дерновой скамье


На дерновой скамье

Написанная Репиным в 1876 году картина «На дерновой скамье» не столь большая, как другие произведения художника. Она была написана сразу по возвращению Репина из Парижа. Здесь в России, на даче в красном селе под Петербургом, где жил Репин вместе с семьёй после возвращения, и было создано это полотно. На картине художник изобразил свою жену Веру Алексеевну Репину со своими дочерьми – Надеждой и Верой. Присутствуют также её брат с супругой и родители. Безусловно, картина сделана уверенной рукой мастера, обладающего живописным мастерством, тонкостью, и беспредельным талантом. Красивая сочная зелень в контрасте с голубым небом  наталкивает на мысль о лучших пейзажах Коро. Автор как бы издалека берёт сюжет, выставляя на первый план траву, взятую как бы «не в фокусе». Довольно странным является то, что, выбрав такую экспозицию, каждый из присутствующих фигур обладает индивидуальным портретным свойством (рисунок-поза, поворот и т.д.). Репин соединил в этом произведении все те художественные уроки, которые он получил во Франции. Конечно, назвать эту картину откровенно импрессионистской трудно, но в то же время эта картина Репина показывает, насколько хорошо художник учитывает и знает все направления современной импрессионистической живописи. Чувствуется присутствие барбезонской школы. Критики отмечают, что на полотне отсутствует какой-либо чёткий сюжет, и зрителю предложено «работать глазами». Внимательные прослеживания конфигураций и пластических, живописно-колористических соотношения и наблюдательность предъявляют данный эпизод, протекающий из жизни. Репин не часто использовал в своих произведениях установку на длительное созерцание, поэтому данная картина одна из немногих, которая созвучна этой установке. Обычно в работах художника присутствуют быстропроходящие впечатления. В картине «На дерновой скамье» зрителю предложено спокойно полюбоваться на игру света, выразительность силуэтов, другими словами – предоставляется возможность полюбоваться прелестной живописной красотой, оставляя её у себя в памяти. Репин написал картину незадолго до того, как был создан московский дворик Василия Поленова. По своей концепции картину очень близки друг к другу, и относятся к пейзажам «чистой живописи», простоты, радости и естества. Между тем сам Репин не видел для себя развития в такого рода живописных удачах – это была работа, созданная на окраине его основного творчества, хотя именно такие полотна формировали в конце 19 века Европейский путь развития живописи.