Бурлаки идущие в брод
Впервые тема бурлаков заинтересовала Репина весной 1870 года. После чего он направился на Волгу делать этюды. Спустя некоторое время он вернулся в Петербург, где продолжал работу над серией «Пейзажи», где одна из главных ролей отводилась бурлакам. В 1872 Репин вновь выезжает на Волгу, где продолжает работу над серией эскизов на задуманную им картину. К тому же президент Академии великий князь Владимир Александрович, увидев эскизы, непременно захотел приобрести такое полотно в своей коллекции. В итоге картина поразила зрителей своими размерами около трех метров и выглядела монументально. Ее можно назвать эпической картиной исторического значения. Окончательный вариант «Бурлаки, идущие в брод» был написан в 1872 году. На картине изображены идущие прямо на зрителя бурлаки. Изображение людей расположенных на одном плане по диагонали сильно схожи с барельефом. На выбор такого построения наверняка сказалась приверженность еще молодого Репина академическим правилам. Но если оценить это композиционное решение с другой стороны, то именно оно передавало всю тяжесть движения бурлаков.
Если в первой картине «бурлаки на Волге», мы видим все тех же героев, чей тяжкий труд наталкивает на мысль о тяжелой судьбе русского народа, но в более ярких, контрастных тонах, то на второй картине «бурлаки, идущие вброд» герои изображены в сдержанных, серых оттенках, которые объединяют их с природой. Внимательно вглядываясь в лица, мы видим совершенно разные характеры. В одной упряжке изображены, умирающий чахоточный, который тянет лямку последние дни, рядом с ним молодой, горячий юноша, здесь и бывалый вояка, который раскуривает на ходу свою трубку. На переднем плане Репин изобразил самых крепких и опытных бурлаков, во главе с Каниным, этот персонаж Репин любил особенно, бывший регент церковного хора очень сильно взволновал воображение художника, который придал ему глубокий философский смысл и одновременно рабское существование. Изображая Канина, Репин хотел показать всю мудрость и могучую силу русского народа. Этот персонаж заслуженно является центральным в картине.
Зрительно всю ватагу бурлаков можно разделить на три группы. Художник не случайно изобразил всю ватагу, идущую в постепенно наклоняющемся ритме. Чтобы избежать ощущение монотонности, художник в каждой из трех групп выделил одну высокую распрямленную фигуру. Широкий волжский пейзаж, дополненный парусной лодкой, придает произведению эпическое звучание. Картина «Бурлаки, идущие в брод» удачно связала в единое целое пейзаж и фигуры бурлаков.