ГлавнаяРепин ИльяКартины → Нищая (Вёль) (Девочка-рыбачка)

Нищая (Вёль) (Девочка-рыбачка)


Нищая (Вёль) (Девочка-рыбачка)

Картина «Нищая. Девочка-рыбачка» была написана Репиным в 1874 году. Обладая небольшими размерами 74Х50, картина является бесспорным шедевром творчества Репина.  В этот период многие русские художники обосновались в Европе. Не исключением был  и Репин, который живя во Франции, написал эту картину в небольшом городке Вёль. На картине изображена девочка, стоящая в поле, позади нее простираются пожелтевшие просторы нивы с васильками, маками и густой неяркой травой.

Образ девочки создан очень внимательно и тонко, растрепанные, белокурые волосы, грустное и в тоже время сосредоточенное выражение глаз на лице, с еще не огрубевшим розовым загаром, уже загрубелые детские ручки и худенькая детская шея. Все написано очень тонко и безукоризненно. Обобщенный позади девочки пейзаж, почти не вызывает желание всматриваться в него, но тем не менее он способствует ощущению, что девочка живет в атмосфере прекрасного светлого, летнего дня.

По воспоминаниям Владимира Владимировича Сукачева «нищие» была куплена его отцом, который побывал в мастерской художника в 1880-е годы, после чего, картина была привезена в Иркутск, где хранится и посей день. После забвения, которое долгие годы скрывало от ценителей искусства эту работу Репина, в 1948 году «нищие» вернулась в лоно большого русского искусства. Как вспоминает директор Иркутского музея искусств Алексей Фатьянов, еще до войны этой картиной интересовался И.Э. Грабарь, известный историк-искусствовед. Именно он первый попросил привезти ее в Москву. После того, как картина была вывезена в Москву, была совершена попытка оставить ее в Третьяковской галерее. К счастью для жителей Иркутска, когда в 1948 году А.Д.Фатьянов поехал в Москву, чтобы забрать картину, служители Третьяковки предложили за нее портрет Л.Н.Толстого, выполненный Репиным, а также два этюда Сурикова. После долгих переговоров Фатьянов дошел до заместителя министр культуры, с просьбой о помощи возвратить шедевр «Нищая. Девочка-рыбачка» в музей города Иркутска. В результате замминистра написал записку в фонд Третьяковской галереи, который обязывал вернуть картину Иркутскому национальному музею искусств.

Творчество Репина, безусловно, связано с ощущением  полной, зачастую избыточной изученности, но это не уменьшает интерес к творчеству этого великого художника на протяжении многих лет. Ему посвящено много книг, монографий и статей. Историки искусства, писатели предлагают различные концепции и взгляды на творчество Репина.