Радуга


Радуга

Алексей Кондратьевич Саврасов, 1875 год.

 Холст, масло.

  Картины Саврасова представляют переходный период в искусстве XIX века. Отбросив устои и главные ориентиры Запада, Саврасов пишет исключительно русские сюжеты, привычные глазу и дорогие сердцу. Художник ищет красоту в забытых уголках Родины , в пронзительно простых и оттого таких родных пейзажах.

Алексей Кондратьевич всегда искал и находил красоту в простоте, в самой сути природы, почти не тронутой рукой человека или с любовью сохраненной им же. На полотнах великого художника совершенно обычные, привычные взгляду пейзажи, превращаются в щемящие сердце островки, из которых, словно пазл, складывается слово Родина. «Радуга» относится именно к этой серии – домики со скошенными стенами, заросшие высокой травой овраги, дороги, задетые ненастьем, плавный изгиб берега и широкий разлив реки – какая обычная, казалось бы, картина. С холмов бегут торопливые ручьи от прошедшего дождя, а в небе – едва приметная, почти прозрачная, сияет радуга.

Вдалеке различимы очертания селенья, но лишь один нечеткий женский силуэт говорит о человеческом присутствии. Возможно, она не успела укрыться от дождя и до нитки промокла, пока набирала воду у реки. Вода в реке от дождя еще мутная – в ней отражается темное небо, покрытое мрачными тучами, уносящие дождь. Судя по всему, гроза была очень сильной – пыль прибита к земле, зелень умыта сильным ливнем, воздух прозрачен и свеж. Тот самый миг тишины и покоя после сильного ненастья.

Как это часто бывает у Саврасова, половину картины занимает небо. Радуга является яркими центром картины. Она не слепит, не кажется сказочной – сотканная из воздуха, невесомый и настоящий мостик через всю землю. Деревянная лесенка словно ведет к ней, стоит только забраться.

Прочертите взглядом черту от неба до земли, чтобы разделить картину на две половины. Первая  начинается в нижнем углу из дороги, которая убегает на возвышенность и превращается в краешек радуги, уходящей в небеса. Быть может, так Саврасов хотел продемонстрировать связь неба и земли? Человек в этой картине не выглядит хозяином природы – он живет с ней в мире и согласии, подчиняясь силе стихии. Он понимает, что после дождя будет радуга, что после любого несчастья последует радость и покой.

Это полотно не дает иллюзии панорамного обзора, не обладает сентиментальными чертами. Реализм во всей своей красе - простая композиция с размокшей, некрасивой дорогой, деревня на холме, приглушенная радуга – все это создает эффект присутствия в живой, настоящей природе, приодетой в деревянную раму.

Неяркие и тщательные тональные переходы в сочетании с пыльной цветовой гаммой демонстрируют чуткое понимание природных чувств  художника, когда из пейзажа вырастает четкая и понятная картина, которую хочется разглядывать снова и снова.

Сейчас картину можно увидеть в Русском Музее.