Зима
Алексей Кондратьевич Саврасов, 1873 год.
Государственная Третьяковская галерея (Россия, Москва)
Холст, масло.
Картины Алексея Кондратьевича Саврасова обладают удивительным свойством – казалось бы, художник пишет пейзажи, но в них, как в зеркале, отражаются пронзительные картины русской жизни. Здесь нет вычурной, тщательно прописанной красоты. Его полотна скорее напоминают лирическое стихотворение – недаром Саврасова причисляют к родоначальникам русского романтического пейзажа. Особое место в творчестве художника занимают картины русской зимы. Глядя на них, кажется, что в легкие проникает морозных воздух.
«Зима» была написана в начале восьмидесятых – не самый счастливый период в жизни художника. От проблем с алкоголем и тяжести крушения семейной жизни художника спасают лишь редкие успешные работы. Видимо, отсюда берется желание «говорить» красками только правду.
Покосившаяся хата с растрепанной, как гнездо испуганной птицы, крышей, навевает тяжелые мысли – здесь, наверно, живет одинокая немощная старушка, или выбившаяся из сил мать уже не справляется с мужской работой.
Но как ярко и празднично выглядит снег в контрасте со старенькой избушкой! Восхитительное снежное безмолвие нарушает только дым, идущий из трубы, да протоптанная к хате дорожка. И в этот момент меняется первое тяжелое впечатление о небогатом жилище – пусть прохудилась крыша, но есть еще дрова и силы топить печь, а значит в доме тепло и спокойно.
Натуралистичность, страсть к естественному – это главная отличительная черта творческого пути художника этого периода. Алексей Кондратьевич не позволяет себе роскоши игнорировать детали. Ни одна веточка в изгороди, ни один покрытый снегом кустик не ушли от зоркого взгляда художника. Рельефная крыша резко врезается в общий безмятежный пейзаж. За счет такой детальной прорисовки картина выходит за пределы плоского полотна и, при долго рассмотрении, словно становится трехмерной.
Такая подробная прорисовка давалась Алексею Кондратьевичу не легко. И дело даже не в усердной работе, но и в умении видеть и различать самую суть цвета. Пронзительный белый при долгом рассмотрении картины начинает резать глаза – совсем как в чистом поле глубокой зимой. Именно такого эффекта и добивался Саврасов. Проникая в самую физику создания нужного оттенка.
Объемность и полнота картины в сочетании с идеально подобранной цветовой гаммой делают картину эталонным примером русского зимнего пейзажа.
Сегодня картину можно увидеть в Третьяковской галерее.