Рожь


Рожь

Алексей Кондратьевич Саврасов, 1881 г.

Третьяковская Галерея (Москва)

Холст, масло.

Мастер русского романтического пейзажа, Алексей Кондратьевич Саврасов, пишет «Рожь» в очень непростое для него время. Картина была создана в 1881 году, накануне краха устоявшейся жизни художника. Через год от него окончательно уйдет жена и распадется брак, через год он потеряет место в МУЖВ (Московское училище живописи, ваяния и зодчества) и художник начнет стремительное падение на самое дно жизни. Словно предчувствуя свое бесславное будущее, художник пишет тяжелую, тревожную картину. Вся работа до краев заполнена неуемным волнением. Взгляд упирается в злобный сгусток черных туч. Поле волнуется, местами рожь испуганно гнется к земле. Художник словно заглядывает в собственное будущее и боится его – так много ожидания неизбежной грозы в этой картине.

Существует теория, что «Рожь» Саврасов писал как ответ на одноименную картину Шишкина, которую последний создал на несколько лет раньше. Шишкинская «Рожь» наполнена покоем и умиротворенностью, «Рожь» Саврасова – томительна, обеспокоена, она пугает зрителя. Даже церковь на горизонте не дает ощущения покоя. Во всем читается внутреннее беспокойство художника.

Саврасов не имел обыкновения добавлять или выдумывать детали, он всегда изображал природу такой, какая она есть. Поле ржи испуганно притихло, словно зажмурилось перед неизбежными раскатами грома. Тяжелые тучи каждую секунду готовы разлиться тысячами свинцовых капель.

Но даль еще чиста, хотя по порывистым ударам ветра становится ясно, что скоро гроза доберется и туда. Ржаное поле бунтует, мечется на ветру и тут же покорно пригибается к земле, словно смиряясь с ненастьем и противясь собственному покорству. Черная туча, словно тяжелый рок судьбы нависла над несчастным полем, как нависло неизбежное горе над жизнью Саврасова.

И так хочется верить, что злую тучу унесет порывистый ветер, что солнце победит сгущающуюся тьму.. но этому не бывать. Уж слишком низко к земле приблизилась черная туча, и все дальше расползается по полю тяжелая тень, закрывая землю, застилая лужи. Уж слишком ярко, словно, напоследок, светятся в лучах исчезающего солнца колосья ржи и маленькая белая церковь. В небесах, готовые к битве с тучей, выстраиваются белоснежные облака. Но слишком черна страшная туча, и земле не спастись от надвигающейся тьмы.

И остается только ждать неизбежного, и надеяться, что гроза не сможет уничтожить, а только сделает тебя сильнее.

Те люди, что не боятся стихии, наверняка с отчаяньем безумца будут ждать начала грозы. И, может быть, Саврасов был именно таким – он отчаянно бросался в бушующий водоворот жизни, искренне веря, что однажды погода сменит гнев на милость и солнце вновь засияет. Ведь если ты уже ничего не можешь изменить, лучше расслабиться под напором обстоятельств и принимать жизнь со всеми ее невзгодами.

Сегодня картину можно увидеть в Третьяковской Галерее.