Хоровод в селе
Очередь за счастьем занимают вновь,
Переборы хваткие, и уже, как водится,
Под частушку хлесткую заиграла кровь!»
«Русский хоровод», Виктор Лоскунов.
Алексей Кондратьевич Саврасов – своеобразный поэт деревни. В каждом взмахе кисти читается любовь к родным просторам. В его творчестве есть немало картин, посвященных бесхитростным радостям сельской жизни – «Сельское кладбище в лунную ночь»(1887), «Окрестности села Михайловского Псковской губернии» (1880-е), «Радуга» (1875) и многие другие. Однако, картина «Хоровод в селе» сильно выделяется из ряда работ талантливого художника. Дело в том, что большинство пейзажей Саврасова либо намекают на присутствие человека, либо показывают едва приметный, далекий силуэт человеческой фигуры. Главным героем картин Алексея Кондратьевича в основном является природа. Картина «Хоровод в селе» уникальна тем, что главную роль в сюжете играют именно люди, а не природа.
С тем же усердием, с которым обычно художник прорисовывает каждый листик и каждую травинку, изображены нарядные жители деревни в праздничный день. Молодежь здесь веселится и танцует в лучших нарядах, в центре лихо отплясывают главные заводилы. На завалинках на солнышке греются те, что постарше. Скамейку заняли кумушки, по одному их только виду понятно, что разговор их не умолкает ни на минуту. И хоть мы не видим лиц, по каждому движению понятно, что эти люди улыбаются – они рады и празднику, и хорошей погоде, и замечательной жизни. Старики улыбаются своему лихому прошлому, глядя на молодых ребят. Каждый сантиметр картины наполнен радостью, простой, незатейливой, и от того такой искренней.
Природа здесь, играет второстепенную. Но далеко не последнюю роль – гармония, в которой человек соседствует с ней, заметна в каждой детали. Так, например, старики сидят на берегу ручья, возможно именно в нем вся деревня черпает воду. Крепкие избы и телега рядом с домом говорят о хорошем здоровье и и трудолюбии жителей села – они умеют хорошо работать и славно отдохнуть. Цвет крыш и неба перекликаются друг с другом, составляя единое целое полотно. Цвета, как это часто бывает у Саврасова. Не кричащие, а словно пыльные, с налетом времени. Они приятны глазу и просты к восприятию. Детальная прорисовка героев в движении придает картине реалистичности – при долгом просмотре кажется, что танцующие вот вот пустятся в пляс.
Сегодня картину можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее.