Дубы
Алексей Кондратьевич Саврасов, 1855 год.
Холст, масло.
В 50 – тые годы в творчестве художника начинает формироваться настроение, которое он пронесет через долгие годы - это предрасположенность к романтической, поэтичной демонстрации природы. Картина относится к раннему периоду творчества знаменитого художника. Она была написана спустя год после завершения обучения в московском художественном училище.
Словно стволы стоящих рядом вековых дубов, сплетаются в картине поэзия русского леса и фирменный реализм художника. На бережку небольшой реки стоят могучие стволы старых деревьев, стоят так близко друг к другу, что невозможно отличить, где начинается пышная крона одного и заканчивается у другого. Рядом змеится узкая, хорошо протоптанная тропка. Она, словно ниточка, связывает дикую, нетронутую природу с людьми. Такие легкие, едва уловимые намеки на присутствие человека впоследствии станут визитной карточкой Алексея Кондратьевича.
В «Дубах» слышаться традиционные мотивы полотен художника: зеленый берег, деревья, высокие травы. Прорисовка каждой детали создает эффект полного погружения. Темно –зеленые, словно пыльные тона, темные, почти черные стволы деревьев и контрастное, светлое небо, почти полностью лишенное облаков.
Небо, заключенное в лесистые берега, занимает добрую половину картины. Светлое, пепельно-голубое, слегка поддернутое облаками, слегка скрытое двойной верхушкой вековых деревьев.
Именно дубы заняли особое место в картинах Саврасова. Ему, как никому другому удалось так реалистично показать величие и могущество многолетних деревьев за счет суетности и незначительности (мелкая река, невысокие травы) предметов, окружающих дубы. Этот же сюжет можно наблюдать в другой картине, посвященной вековым красавцам – сдвоенные верхушки дубов есть на еще одной картине того периода- «Летний пейзаж с дубами».
Картину можно увидеть в Русском Музее в городе Санкт-Петербурге.