В парке
Алексей Кондратьевич Саврасов, 1858 г.
Этот пейзаж создан в карандаше, технике, немного непривычной для поклонников творчества Саврасова. Однако, монохромность эта таит в себе множество оттенков серого цвета, что придает каждой детали картины объемность и фактурность. Каждая веточка, каждый листок выведены рукой мастера точно и четко. И вот что удивительно – серый цвет на картине не выглядит пасмурным, скорее наоборот – парк словно дышит прохладной свежестью погожего летнего дня.
Ближе всего к зрителю находятся мощные деревья с аккуратными, точно вырезанными самой природой кронами деревьев. Все они не похожи друг на друга, но теплый серый карандаш словно роднит деревья, соединяя детали картины в одно целое полотно.
На ближнем крае видна тенистая аллея, на которую аккуратными штрихами художник положил длинные тени деревьев. Этот момент удался Саврасову особенно хорошо. Поразительно, с каким мастерством, с помощью одного цвета, художник смог показать и неровность земли, и неровность почвы , и мелкие камешки.
Позади, окутанные светлым туманом, стоят едва различимые деревья. По дорогам этого парка хочется неспешно прогуляться, греясь в лучах восходящего солнца, вдыхая утренний свежий воздух.
Как сплетаются между собой ветви деревьев, так сплетаются природа и человек в этом пейзаже. Природа здесь аккуратно причесана аллеями, приглажена ровными тропами. Единение природной красоты и человеческого стремления к порядку в сумме дает красивое и благородное место, в котором человек может остаться наедине с природой.
Талант Алексея Кондратьевича виден здесь в каждом чутком штрихе, в каждой уверенно выведенной линии. Художник действительно любит природу и понимает ее, не стараясь приукрасить и представить в идеальном свете, но стараясь показать природу настоящей и живой в любой технике – будь то масло или обычный карандаш.
В целом, впечатления от картины очень приятные, от нее веет покоем и умиротворением за счет естественности и удивительной гармонии этой работы.