ГлавнаяШишкин ИванКартины → Среди долины ровныя

Среди долины ровныя


Среди долины ровныя

В некоторых своих куртинах И.Шишкин достигает поэтического высокого общения. Картина И.Шишкина «Среди долины ровныя…», написанная в 1883 году на стихотворение «Одиночество» критика, переводчика и поэта А.Ф.Мерзлякова, которое в дальнейшем было положено на музыку и стало народной песней.

Однажды Иван Шишкин, будучи за городом и переживая очень тяжелую утрату своей жены и ученицы Ольги Лагоды, в поле увидел одинокий могучий дуб, и, вспомнив стихотворение А.Мерзлякова «Среди долины ровныя..» написал одноименную картину. Он чувствовал себя снова одиноким, поскольку собратья «по перу» к его увлечениям русскими пейзажами относились несколько прохладно, несмотря на то, что признавали его одаренность.

Успех этой картины тогда превзошел все ожидания, Зрители, привыкшие считать художника «пейзажистом-лесовиком», «дедушкой лесов», «царем леса», почувствовали настроение, вызывающее песней Мерзлякова, увидев перед собой равнину.

В картинах И.Шишкина, который целиком посвятил свою творческую напряженную жизнь доскональному изучению природы, где все – от дубов-великанов и гигантских сосен до строения малой былинки или листка, вызывало в Шишкине чувство эстетического самозабвенного восторга, нашло свое образное решение. Тонкий аналитик-естествоиспытатель и тяготеющий к эпическим широким обобщениям вдохновенный поэт, который очень внимателен к мельчайшим прожилкам дубового листка, художник явился во весь рост, перед будущими поколениями, как великий мастер национального русского пейзажа.

Художники из академической школы, еще до передвижников, к которым и принадлежал И.Шишкин, преимущественно изображали природу юга, а такие пейзажисты новаторы, как Сократ Воробьев и С. Щедрин, в основном писали итальянские живописные уголки. Но то время, когда значительным художникам писать виды своей родины было «не к лицу», безвозвратно отходило в прошлое. И в это время, обостренные интересом к национальному и народному содержанию искусства, передвижники оказали большое влияние на развитие пейзажного жанра.

Чернышевский писал тогда, что для эстетического наслаждения пейзажами, не нужно воображать себе что-нибудь вроде панорам Палермо или театральных декораций, а наслаждаться настоящим пейзажем с лесом, с массивными и крепкими дубами, рекою с прозрачной водой и т.д., величественных и прекрасных пейзажей большое множество в европейской части России.