Барокко

Понятие Барокко происходить от итальянского barocco - причудливый. Этот стиль является ведущим с конца 16 века по середину 18 века. Зародился он, как ни странно, в Италии. Барокко был следующим после эпохи Ренессанса. Изначачально термин "Барокко" обозначал нелепицу и выступал как оскорбление.
Барокко характеризует богатство, праздник, вычурность. Присутствует игра цвета, сочетание реальности с оттенками мифического. Так же барокко - это соединение различных видов искусств на одной сцене: архитектура, живопись, декоративность и скульптура.

Стиль Барокко - стиль власти, знати. Кроме этого в нем сочетались идеи об изменчивости и мироздании мира. Человек здесь рассматривался как часть огромного изменчивого мира, который переживает сложные конфликты.

В разных городах Барокко отличался какими-то нюансами. В Испании (это Веласкес, Сурбаран, Ривера) больший акцент делался на реализм. Формы были более изощренные, присутствовала двойственность реального и идеального. Там же в Испании художник Доменико Теотокопули (Эль Греко) делал упор на религиозную тематику («Апостолы Петр и Павел», «Сошествие святого духа», «Христос на масленичной горе»). Живопись его была с элементами готики и чего-то мифическоого.

Картины Веласкеса были сложны по композиции, но очень реалистичны, целые психологические драммы.

Французское Барокко - это в основном праздничные портреты. Творчество Симона Вуэ и Шарля Лебрена - настоящая классика барокко.
В Италии барокко ознаменовалось фигурами Караваджо,Аннибале Каррачи, Гвидо Рени,Пьетро да Кортона, Андреа дель Поццо, Джованни Баттиста Тьеполо и многих других. Караваджо тоже писал преимущественно на религиозную тему. После него даже пошло течение караваджистов, которые подражали его манере письма.

Фламандская живопись. Это творчество Ван Дейка, Рубенса, Йорданса, Снейдерса. Открывателем стиля стал Рубенс. Его большой цикл работ на тему "Жизнь Марии Медичи" , выполненные на заказ, открыли его уже как устоявшегося художника.

В целом, особенность стиля Барокко в том, что здесь преднамеренно не соблюдается такой гармонии, как в Ренессансе, формы более абстрактны и криволинейны, много декора.

Основные темы живописи - религиозная и мифологическая, а так же парадные портреты, служащие украшениями на стенах богатых дворцов и домов. 
Этот стиль любила церковная власть. Именно этот стиль был идеален для изображения церковных убранств, золотой отделки, расписанных потолков.
Основателями и мэтрами стиля Барокко можно считать Караваджо (отличался он в манере письма - он хорошо передавал типаж личности, а так же и народные образы, как в картине «Мученичество апостола Петра»)  и Аннибале Карраччи, художники из Италии. Стилистика направления отразилась в работах многих художников: Рубенс, Рембрандт, Ян Сиберехтс, Герарда Терборха, Питера де Хоох и многие другие.

Наиболее яркой фигурой стиля Барокко был Джованни Лоренцо Бернини. Был он не только живописцем, а вдобавок еще и скульптором, архитектором, рисовальщиком. Представлял собой достаточно авторитетную фигуру того времени. Бернини часто работал по заказам церкви, чем и прославил католитическое искусство. Но, сделал это не без добавления некой скандальности и разврата. Работы его «Похищение Прозерпины», «Аполлон и Дафна» отображают мастерство передачи движения через пространство. Работал Бернини и в портретном жанре. Известны его портреты Шипионе Боргезе, Франческо д’ Эсте. Он работает над росписью церквей и прочих зданий, при этом Бернини использует какие-то новые методы рисования.

В первой половине 18 века от Барокко отделяется отдельный стиль Рококо. Складывается реимущественно во Франции. Это как раз период так называемого позднего Барокко. Рококо подвергает критике главную идею Барокко - наличие пышности, даже какой-то "вычурности".