ГлавнаяЖанры и стили живописи → Импрессионизм

Импрессионизм

Движение импрессионистов появилось в Париже в последней трети 19 - начала 20 века. Импрессионизм является первым современным направлением искусства после Ренесанса. Можно сказать, что первооткрывателем движения был Эдуард Моне, выставившый свою картину в 1863 году. Дальше он уже считался лидером импрессионистского движения. Но название"импрессионизм" движение получило лишь в 1874 году, когда около 30 художников (среди них О.Ренуар, А.Сислей, К.Писсаро, А.Гийомен, Э.Буден, Э.Дега, П.Сезанн, Б.Моризо, Ш.Добиньи, И.Ионкинд) показали свои картины на бульваре Капуцинок в Париже вне официального Салона и были им отвергнуты. Картина Клода Моне "Впечатление. Восход солнца" произвела наибольшее впечатление. Тем не менее, сам основатель импрессионизма Эдуард Моне не принимал участия в этой выставке, все таки из уважения к жюри Салона. А придумал термин "импрессионизм" Луи Лерой, один из журналистов-критиков, который, между прочим, презрительно обозвал худодников таким образом. Импрессионизм от французского impression - впечатление.

Импрессионизм преполагает телесное во всем - стилистически.ю в двойном хроматическом и пространственном ряду. Гомбрих указывает, что это приводит традиционный пейзажизм к его крайним пределам. Конечно, пейзажисты всегда работали с натурой, но исключительно чтобы обозначить то, что затем интерпретировалось и обрабатывалось в мастерской. Можно сказать, что в импрессионистических полотнах пространство составлено из двух налоденных сеток: с одной стороны - линейная перспектива, образовывающая базовую структуру, с другой - экран из красчных мазков, ее прикрывающих и запутывающих. Отсюда космически-неясные очертания многочисленных картин, принадлежащих знаменитой школе.

Объяснение изобретательно, так как с первого раза трудно представить, что импрессионизм развился из традиционной модели, а не из ее отрицпния. Изменение было столь значительно, что Моне и другие заставили поверить современные им критику и публику в "неловкости" худождников-импрессионистов.

Представители импрессионизма все же не отвергали полностью других художников и их работы. Они брали в пример таких мастеров, как Э.Делакруа, Дж.Констебла, Г.Курбе, ну и, конечно же, основной их мэтр - Эдуард Моне, с которым они часто встречались и советовались. Особенность импрессионистского стиля в том, что в работах не делался акцент на точность и четкость образов, их прорисовки. Задача была - передача света, создать более свободные образы, запечатлить яркое мгновение. Чаще изображались портреты либо бытовые сцены. Основная техника работы в стиле импрессионизм - мазок и разные его вариации применения. Цвета не смешивались, как обычно это делалось, а прямо на картине наносились яркими контрастными мазками. Чтобы лучше воспринимать эти картины, нужно смотреть на них с некоторого расстояния, тогда образ из отдельных мазков будет читаться как целостный.

Преимущественно импрессионисты работали на природе (пленэр), так как там они могли наблюдать всю естественность объектов и освещения, яркость красок. Позже повились ответвения от импрессионизма: неоимпрессионизм и постимпрессионизм.

Постимпрессионизм

Возникает в 1880-х годах, как неприятие импрессионистского метода. Началось оно с публикации произведения "Манифест симвализма" в 1886 году поэта из Франции Ж.Мореаса. Постимпрессионизм опирался не на идею запечатления мгновений, а, наоборот, делался акцент на более стабильные и устойчивые образы. Представитлями постимпрессионизма были В.Ван Гог, П.Гоген, П.Сезанн, М.Дени, П.Серюзье, Э.Вюйар, П.Боннар.

Неоимпрессионизм

Возник в 1885 году во Франции. Художники использовали прием разложения тонов на чистые цвета. Они так же не стремились к случайности в работах, а работали надо более многофигурными картинами, со стабильными образами. При смешении чистых тонов спектра появлялось ощущение ослепительно белого света. Предтавители течения неоимпрессионизма - Ж.Сёра и П.Синьяк.


Следует отметить так же и такую технику, как пуантилизм. В переводе с французского пуантилизм означает "писать точками". Картины в этом стиле писались отдельными точками, различными по размеру. Использовались даже маленькие квадраты или прямоугольники. Техника пуантилизма отличается своей чистотой красок, живостью и динамикой в восприятии. В этом стиле работали П.Синьяк, А.-Э.Кросса, Ж.Сёра, Т. ван Рейселберге и Дж.Сегантини.