Княжий суд


Княжий суд

За год до окончания Академии художеств Суриков написал картину "Княжий суд". В ней он запечатлел сцену из древнерусской народной жизни. Князь творит расправу над своими поддаными. Почему художник остановился именно на этой теме - неизвестно, так же как неизвестно, как он над ней работал.

Трудно определить точно, какой город изобразил Суриков в картине. Сам сюжет взят, скорее всего, из быта Древней Руси, когда только установлены были великокняжеской властью юридические нормы, столкнувшиеся с веками сложившимся правом земледельцев и звероловов.

Суриков затронул огромную тему ломки старого быта. Дикарь в правой части картины стоит гордый, не понимая происходящего. Жещина умоляет князя о помиловании, упав перед ним на колени. Древняя Русь еще в состоянии язычества. К теме столкновения старого с новым в теме суда Сурикова вернется в картине "Утро стрелецкой казни" через самое короткое время.

Обращает на себя внимание композиция. Вся она строится на архитектуре, массы и плоскости которой распределяют группы людей и отдельные фигуры. Композиция "Княжьего суда" содержит как бы в зародыше ту композиционную идею, которая с таким совершенством будет развита ы первом большом полотне Сурикова - "Утро стрелецкой казни".

Все лица и фигуры "Княжьего суда", по-видимому, написаны без натуры. Хорошо задумана фигура монаха или священника, читающего свиток, вероятно грека, правящего должность секретаря княжьего суда. Колорит картины - теплый, чем она резко отличается от всей прочей живописи Сурикова.

Картина "Княжий суд" рактована как исторически-бытовая иллюстрация, почти лишенная объединяющего драмматического момента и конкретного исторического сюжета. И все же она важна как одна из самых ранних попытток Сурикова изобразить древнюю эпоху жини русского народа. Дарование Сурикова только брезжит еще в этом произведении, и тем не менее оно несравненно более убедительно, чем, например, абстрактные, с претензией на торжественность исторические композиции Ф.А.Бруни, сохранявшего верность академическим канонам в сюжетах из русской истории.

Возможно, что и тему "Княжьего суда"  подсказал молодому художнику также Чистяков. С величайшей прозорливостью он угадал суть дарования Сурикова и наставлял его на путях живописи.