ГлавнаяВаснецов Виктор МихайловичКартины → После побоища Игоря Святославича с половцами

После побоища Игоря Святославича с половцами


После побоища Игоря Святославича с половцами

Закончив в 1880 году работу над одной из самых замечательных своих полотен – «После побоища Игоря Святославича с половцами», Васнецов был немного расстроен, когда увидел реакцию зрителей на эту картину. Это было обусловлено тем, что в картине все было ново, а зритель новое принимает не сразу. И.Крамской назвал эту картину удивительной вещью…, которая по-настоящему понятна будет не скоро. Выдающийся педагог и художник П.П. Чистяков очень глубоко понял суть картины, сказав, что в ней изображена сама древняя Русь. С картины как - будто пахнуло самобытным русским духом.

Темой для своей картины Васнецов выбрал поле битвы и гибели полков князя Игоря Святославича, которые охраняли рубежи родной земли. По своему изобразительному ритму, картина близка к эпическому звучанию «Слово о полку Игореве». Трагический пафос смерти должен был по замыслу Васнецова выразить беззаветность чувств, величия и просветленную трагедию. На картине изображены, погибшие на поле битвы, тела «уснувших на вечно воинов» . В лицах павших воинов прослеживается величавое спокойствие. Позы их сдержанно строги, все это говорит о возвышенной героичности русского воина. При написании картины художник внимательно изучил представшее перед ним экспонаты в Историческом музее (вооружение, доспехи, одежда). Даже орнамент и узор формы воинов полностью соответствует тому историческому периоду. Когда картина Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами», была выставлена на восьмой выставке передвижников, мнение о ней разделились. Эти разногласия при оценке картины показали наличие полярных взглядов среди передвижников, которые они высказывали по сути русского художественного процесса и его дальнейшем пути развития. К примеру. Репин принял картину Васнецова безоговорочно, сказав, что она необыкновенно замечательная, глубоко поэтическая вещь. Таких полотен в русской школе еще не бывало. Однако другие художники, к примеру, Д.Мясоедов не приняли картину, так как видели целью реалистического искусства жанрово-бытовых произведений в правдиво точном отображении исторических сюжетов быта. Однако, выступать против принятия этой картины на выставку они не стали. Посетивший восьмую выставку передвижников П.М.Третьяков не смог пройти мимо полотна и приобрел ее для своей галереи.