Демон


Демон

Работа над картиной «Демон сидящий», Врубель начал в доме Саввы Мамонтова в Москве. Хозяин любезно предложил свою студию Врубелю для работы над картиной. Первое желание изобразить что-то демоническое возникло у Врубеля еще в Киеве, но первая работа, написанная в 1885 году, была уничтожена самим автором. Именно с этого рисунка и началась Лермонтовская линия в творчестве Врубеля. Известность художника пришла после того, как П.Кончаловский работал над юбилейным изданием сочинения Лермонтова и увидев набросок к демону, решил заказать иллюстрацию неизвестному художнику. Осенью 1886 года, Врубель, показывая отцу первые наброски «Демона сидящего», сказал, что дух героя незлобный, а скорбный и страдающий, но при этом демон остается властным и величавым. Автор говорил, что люди воспринимают демона как дьявола или черта, хотя в переводе с греческого дьявол означает клеветник , черт - рогатый, а демон – душа. Цикл картин «демоны», по словам Врубеля, воплощают терзания, ищущего человеческого духа. В написанной в 1890 году в картине «Демон сидящий» , прекрасный и искусительный герой изображен сидящим в меланхолическом оцепенении на фоне мерцающих самоцветами скал. Сам Врубель утверждал, что его демон олицетворяет борьбу человеческого духа, который ищет пристанища, а не как не воплощенное зло. Этот образ поработил художника и стал для него роковым. В одном из писем к сестре Врубель писал, что пишет не монументального демона, а демонического молодого. Сидящий на картине демон, действительно очень молод, он как бы охвачен тоской и печалью по живому, теплому миру, но эта печаль не злобна. Художнику удалось передать странное душевное состояние, связанное с бесконечным одиночеством. Каменные облака и цветы в окаменевшем пейзаже картины еще глубже символизируют чувство отторгнутости. На картине юный демон изображен на вершине скалы в лучах заката. Трогательное прекрасное лицо со скорбью в глазах, заломленные руки и могучее молодое тело, словно не умещается в раме. Врубелевский демон, это переплетение противоречий: величие, красота, сила и одновременно тоска, скованность и беспомощность. Мир окружающий его хоть и сказочно прекрасный, но холодный и окаменевший. Эта работа Врубеля не имеет аналогов в истории живописи, касательно сочетанию теплых и холодных колеров. Художник в юности увлеченно занимался минералогией, поэтому уже в зрелом возрасте отлично знал и понимал игру граней драгоценных камней.