ГлавнаяВрубель МихаилКартины → Портрет Саввы Мамонтова

Портрет Саввы Мамонтова


Портрет Саввы Мамонтова

Картина Михаила Врубеля «Портрет Саввы Мамонтова» была написана в 1897 году (не окончена). При ее написании использовались холст и масло. В настоящее время данная картина находится в Москве в Третьяковской Галерее.

Савва Иванович Мамонтов или, как его еще называли, московский «Лоренцо Медичи» был промышленником, строителем Северной железной дороги, хозяином знаменитого Абрамцева, а также оперного театра, где пел сам Федор Шаляпин. Познакомился Врубель с Мамонтовым через посредство Серова. Уже через 2 месяца после знакомства художник поселился в доме Мамонтова и стал своим человеком в его семье.

Что мы видим на данной картине? На ней изображен сидящий в глубоком кресле Савва Мамонтов, подогнувший под себя одну ногу. С одной стороны, нам кажется, что он сидит прочно и удобно, но вместе с тем Мамонтов будто в порыве. Обратите внимание не его левую руку, которая упирается в подлокотник. Создается такое ощущение, что он хочет встать. Властный и неукротимый характер Саввы Мамонтова подсказал Михаилу Врубелю стилевое решение портрета, таким образом, обратил его мысль к русским богатырям. Вообще, портрет Саввы Мамонтова исполнен экспрессии. Тарабукин Н.М. говорит, что Мамонтов в исполнении Врубеля – это тот же русский богатырь Микула, но только одетый во фрак и штиблеты.

В чем особенность данного портрета? Несмотря на то, что индивидуальное возведено в героизированный план, портрет остается вполне индивидуальным и конкретным. Вообще, все изображено великолепно. Наряд Мамонтова, так же как и вся обстановка в кабинете, а именно: мебель, сделанная из красного дерева, ворсистый бархат сиденья кресла, красный ковер не менее благородны, чем окружение какого-либо венецианского дожа.

Вообще, «Портрет Саввы Мамонтова» - это вершина врубелевской концепции данного жанра. На портрете сочетаются представительность и парадность, но в то же время присутствует и некая драматичность. Обратите внимание на смещенные краски и формы, на черные тени, бегущие по стенам, и на траурный характер скульптуры за спиной Саввы Мамонтова.

Создавая все портреты, Михаил Врубель погружал модель в свои собственные образы и идеи. Но не все модели годились для этого. После нескольких сеансов позирования художник признался, что ему надоел портрет Мамонтова, так он и не был закончен. Но этим великолепным и изумительным портретом Врубель по справедливости гордился.