ГлавнаяРепин ИльяКартины → Воскрешение дочери Иаира

Воскрешение дочери Иаира


Воскрешение дочери Иаира

Картина Репина «Воскрешение дочери Иаира» была написана в 1871 году и была первым произведением большого масштаба, для начинающего Репина. За эту дипломную работу, Репин   получил звание художника, первую золотую медаль и был отправлен в заграничную командировку.

Трактуя сцену евангельского чуда, картина «Воскрешение дочери Иаира» передает ситуацию, когда Христос является в дом, только что умершей девушки, Репин изобразил удивление и в то же время испуг родителей, в чьих глазах еще теплится надежда. Вся сцена изображена как важное и значительное событие.

Долгое время молодой художник не хотел браться за этот сюжет, считая его чуждым для себя. Лишь вспомнив о своей сестре Усти, он проникся к сюжету и представил его как жизненную сцену. В картине очень хорошо поставлено освещение. Атмосферу тишины прекрасно создает затененность интерьера в глубине и справа, вызывая ощущение скорби и ожидания. В тени оказались родные девушки, которые являются второстепенными лицами в картине, между тем тело умершей девушки и стоящий рядом Христос искусно освещены светильником. Эта игра света удачно расставляет акценты композиции и направляет взгляд зрителя, прежде всего на наиболее светлое место в картине. Лицо Христа выглядит естественно в своем спокойствии и величии мудреца, руки такие же, как у простого человека, с напрягшимися жилами. Жест рук очень прост, а вместе с этим торжественен. Между тем, умершая девушка изображена как спящая. Этим мы еще раз соприкасаемся со столь любимой Репиным темой лирики, где теме сна и пробуждения отведена большая роль. Еще не раз в своих работах («отдых», «Надя Репина», «Во время сна» и другие) художник изображает спящих людей.

Помимо умершей дочери и Христа, хочется отметить, образ старика отца. Столь присущий Репину психологизм, как нельзя лучше отражен в этом образе. Кроме того, в изображении отца присутствует скорбная красота старости. Многие знатоки живописи видят в этом образе увлечение Репина Рембрандтом, которого он часто копировал. Вся гамма красок картины очень гармонична, цветовые пятна звучат величаво, возвышенно и сдержано, что вполне подходит духу драматической сцены, которым наполнено данное полотно. Сегодня эта картина находится в государственном русском музее.  Создавая эту картину, Репин был под впечатлением «Лунной сонаты» Бетховена и по словам двоюродного брата Бетховена, по-бетховенски получилось мощной. Искусствоведы называют эту картину самой таинственной и загадочной в творчестве Репина.