ГлавнаяРепин Илья → Биография

Биография Ильи Ефимовича Репина

Илья Ефимович Репин родился 5 августа 1844 года в небольшом Украинском городе Чугуеве. Отец его был отставным военным, последним его поселением и стала Украина. Илья рано получил первые уроки рисования. Сначала он учился в местной школе военных топографов, а так же учился на частных занятиях у иконописца И.М.Бунакова. Уже в этом возрасте, с 1859 года Репин писал иконы на заказ. Илья Репин

В 1863 году в возрасте 12 лет Илья Репин перебирается в Петербург. Первым этапом была школа Общества поощрения художников, где он брал уроки у самого Крамского И.Н. Ну а в 1894 году Репин поступает в Академию художеств.
Первое время приходилось тяжело, денег едва хватало на еду. Зато показатели в Академии Репина были очень даже успешными. Практически во всех дисциплинах он был первым. В этот период Илья Репин поддерживает отношения с Крамским, который учил его пониманию искусства. На ряду с "программными" обязательными работами, Репин начинает рисовать в бытовом жанре, пишет портреты своей матери и брата.

В 1971 году за картину "Воскрешение дочери Иаира" Репину вручают золотую медаль и право пенсионной поездки за границу. В этом же году он оканчивает Академию.

До отъезда за границу Репин создает одно из прославивших его произведений - "Бурлаки на Волге". Работал он над ней не малых 3 года. Этот труд оправдал вложенные усилия. Писал с натуры, ездил с другом художником Федором Васильевым на Волгу и делал многочисленные зарисовки.

Наконец, в мае 1873 года Репин уезжает в Европу. Он побывал в Вене, в Италии, в Париже. В Париже он решил остановиться, начал работать. Здесь Репин создает картины "Парижское кафе" и "Садко". Репину нравилось в Париже, он вдохновлял его на новую манеру письма. Чем удивлял своего друга Крамского, который поражался некой "вольности" письма Репина. Но Илья не собирался отступать от начатого. Ему было интересно попробовать все.

В 1876 году Репин возвращается в Петербург. Появлется картина "На дерновой скамье", на которой он изобрзил свою жену Репину Веру Алексеевну и близких родственников. В картине видны черты импрессионизма. В этом же году осенью Илья Репин отправился на родину в Чугуев. Там он проживает год, после чего едет в Москву. Вступает в момоновский кружок, который был в то время центральным местом русской художественной общности.

В 1882 году художник переезжает в С.Петербург. С этого момента начинается очень плодотворный этап в жизни, в это время Репин пишет самые свои знаменитые работы. Он вступает в Товарищество передвижных художественных выставок. Это была очень влиятельная в русской живописи организация.

Появляется картина "Крестный ход в Курской губернии". Масса народа, все лица прописаны настолько четко и реалистично, что кажется, будто художнк со всеми встречался в жизни. В процессе работы над этой крупной картиной появляются "Мужичок из робких", "Мужик с дурным глазом".

Оказало влияние на творчество Репина русско-турецкая война. Под этим впечатлением он пишет "Проводы новобранца". Это не банальное изображение батальных сцен. Репин подошел к проблеме через изображение крестьянской жизни.

Не оставили равнодушным его и революционные события. Многие его знакомые, в том числе художники-передвижники были вовлечены в действия. Картину Репина "Арест пропагандиста" не хотели допускать к показу. Дошло до того, что самого Царя уведомили о данной работе. Но все обошлось, выставка состоялась. В продолжении темы появляется "Отказ от исповеди". Репин написал ее после того, как прочитал поэму Николая Минского "Последняя исповедь".

Самым сильным по своей революционной направленности стало произведение того времени "Не ждали". На картине изображен революционер, вернувшийся домой из ссылки. Когда ее выставили на показ, картина преобрела невероятный успех, публика приняла восторженно.

Репин работал преимцщественно в историческо-бытовом жанре. Но критики счтали, что исторический жанр - совершенно не его стихия. Художник, как обычно, не собирался отступать. В следующих картинах "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", "Царена Софья в Новодевичьем монастыре" и "Иван Грозный и сын его Иван" большое внимание уделялось мельчайшим деталям, все было прорисовано очень конкретно. Но не смотря на всю историчность работ, перед взором они представали как вполне реальные объекты. Создавалось впечатление, что событие происходит перед твоими глазами и ты - непосредственный наблюдатель.

На создание картин у Репина уходило много времени, несколько лет. Лишь портреты он рисовал с легкой руки. Их он так же создал не мало. Очень любил рисовать Л.Н.Толстого ("Л.Н. Толстой на отдыхе в лесу", "Л.Н. Толстой босой"), даже вылепил его бюст.
Последние годы жизни Репин провел на усадьбе Пинаты на берегу Финского залива поселка Куоккала. До последнего своего дня художник не выпускал кисть из рук. Из Пенат он продолжает отслеживать судьбу России, участвует в революционных протестах 1905 года. В это период он сближается с Горьким А.М. Появляется картина "М.Горький читает в Пенатах свою драму "Дети солнца"".

Оставаясь поддержателем определенного стиля в письме, Репин все же вносит и современные нотки в свое творчество. Об этом свидетельствует его картина "Какой простор!".

В начавшийся период революционных движений Репин приходит к переосмыслению своей жизни. Эти душевные метания сразу видны в его последующих работах - "Самосожжения Гоголя", работы, посвященные Пушкину.

Репин писал: "Два типа гениев различаем мы в искусствах всякой эпохи. Первый гений - новатор… Второй гений - завершитель всесторонне использованного направления; натура многообъемлющая, способная выразить, в возможной полноте своего искусства, свое время; к оценке его накопляется большая подготовка - он ясен. Он заканчивает эпоху до полной невозможности продолжать работать в том же роде после него".

В последние годы Репин создает свою самую религиозную картину "Голгофа", в которой четко прослеживается трагизм художника. Илья Репин успевает поработать педагогом Академии художеств (ректор) и руководителем собственной мастерской.

В 1930 году 29 сентября художник скончался, оставив после себя наследие не только в виде работ, но и ту идеологию, которую Репин нес в массы.