ГлавнаяРепин ИльяКартины → Портрет Владимира Васильевича Стасова

Портрет Владимира Васильевича Стасова


Портрет Владимира Васильевича Стасова

Долгие годы Репин был в тесной дружбе со Стасовым. В своих воспоминаниях он отзывается о нем, как о человеке «рожденном для искусств», называет его «рыцарем в благороднейшем смысле слова». Охотно и много Репин пишет о пылком темпераменте и возвышенной душе Стасова. Но это не мешает художнику, создавая портрет Стасова, основные акценты расставить на такие черты характера, которые создают репутацию «идейного вождя» русского реализма, бескомпромиссного противника «искусства для искусства». В повороте головы, в прямом взгляде, в полуоткрытых губах отчетливо прослеживается образ критика, который смотрит на произведение искусства. В своих воспоминаниях Репин говорит, что Стасова боялись многие критики. Именно качество сурового консерватора, враждебно и агрессивно настроенного, по отношению к новому поколению художников и угадывается в фигуре критика по разительным образам. Из воспоминаний живописца В.Переплетчикова подтверждается, что знаменитый критик Стасов действительно был грозой, не только для живописца, но и других критиков. Появление его на выставках всегда сопровождалось шепотом в устах присутствующих. Многие прятались в такие моменты, в надежде, что взгляд Стасова не остановится на нем. Несмотря на свой своенравный характер В.В.Стасов оставался на протяжении многих лет одним из немногих критиков, которые по достоинству могли оценить произведения живописи, прежде всего русских художников. Репин не мог не изобразить своего друга и наставника, поэтому создал несколько полотен, которые показывают эту личность в разных жизненных ситуациях.

Практически все произведения Репина подвергались строгой оценке такого великого критика, как Стасов. В большинстве случаев Стасов по достоинству оценивал работы великого мастера и можно быть уверенным, что дружба между двумя этими личностями никак не сказывалась на рецензиях критика. Например, о картине «крестный ход», Стасов писал: «все сами добровольно идут и жарятся на солнце, потому что они великое, душевное дело справляют, несут чудотворную икону. Этих людей двинула глубокая вера, благочестие и религиозное чувство; они все устали и понемногу занялись своими мыслями, разговорами, делами». Далее Стасов увлечено описывает яркие образы участников крестного хода и видно, как он испытывает симпатию, не только к автору картины, но и к сюжетным личностям, изображенным на ней.