ГлавнаяСаврасов Алексей → Биография

Биография Алексея Саврасова

Алексей Кондратьевич Саврасов был родом из Москвы. Родился он 12(24) мая 1830 года. Отец его был торговцем, жил он в Гончарной слободе. Саврасов достаточно рано заинтересовался искусством. В 12 лет он уже писал свои первые пейзажи, которые даже продавал по небольшой цене местным торговцам.

В 1844 году Алексей Саврасов поступает в Московское училище живописи и ваяния. Но вскоре ему пришлось прервать учебу: отец не одобрял такого увлечения сына, хотел, чтоб тот стал его помошником в купеческом деле, да к тому же мать тяжело заболела. В 1848 году Саврасов смог продолжить обучение в училище благодаря помощи некторым друзьям. С этого момента у Саврасова начинается активное становление как художника: он копирует пейзажи с Айвазовского, пишет свои работы и отправляется в поездку на Украину. Там Алексей Саврасов пишет работы, о которых заговорили критики, оценивая его как перспективного художника.

В 1849 году Саврасов кончил училище и получил звание художника, которе он заслужил после своих работ "Вид Московского Кремля при лунном освещении" и "Камень в лесу у Разлива".

Пейзажи Саврасова отличаются своей реалистичностью, живостью и контрастностью ("Перед грозой", "Перед грозой"). Смотря на его картины, кажется, что находишься возле того именно дерева и слышишь шум ветра в листве, и видишь, как идут тучи по небу. И Саврасов рисовал не просто природу, на картинах его стали появляться фигуры человека, что означало восприятие художником природы и человека воедино.

В 1854 году Саврасов выставил свои работы в Московском училище живописи и ваяния, где его картину "Степь с чумаками вечером" купила великая княгиня Мария Николаевна, а затем предложила поработать в своей резиденции. Там появились работы "Вид в окрестностях Ораниенбаума" и "Морской берег в окрестностях Ораниенбаума". За эти работы Алексею Саврасову присвоили звание академика, когда ему было 24 года.

В 1855 году художник возвращается в Москву, где и продолжил работать.

В 1857 году Саврасов женится на Софье Карловне Герц, это была сестра его знакомого искусствоведа. В этот же период Саврасов идет преподавать в то московское училище, где когда-то учился сам.

Особое внимание уделяют картине того времени "Пейзаж с рекой и рыбаком". Она поражает тонкой техникой исполнения, наделенной чувством тишины и реалистичности.

У Саврасова было много друзей и знакомых, которе частенько собирались у него вечерами на чашечку чая. Еще он активно участвовал в жизни Московского Общества любителей художеств (МОЛХ). А в 1862 году от общества ему предоставили поездку в Лондон на Всемирную выставку, а так же поездить по Европе. Поездка дала ему новые мотивы для творчества, расширила кругозор. Это явилось и контрастом к родной стране. Вернувшись в подмосковье, Саврасов более тщательней стал изучать родную природу.

С 1870 года Саврасов начинает расширять территорию своих пейзажов: теперь он пишет не только окрестности Москвы, но ездит по Волге, на Оку, в Нижний Новгород и другие места. Много картин
выходит посвященных Волге ("Печерский монастырь на Волге под Нижним Новгородом", "Разлив Волги под Ярославлем").

В 1871 году Саврасов получает премию на конкурсе Московского общества любителей художеств за свою картину "Волга под Юрьевцем".

В конце 1870 года Саврасов берет отпуск и уезжает с семьей в Ярославль. Но там, на отдыхе, случилось ужасное - умерает их новорожденная дочь. Причем, в семье Саврасовых это уже третий по счету умерший ребенок. Это был тяжелый удар, в картинах Саврасова появляются изображения могилы дочери. Но именно работа и окружающая природа помогли выйти из тяжелого состояния. Появляются этюды к знамениой картине Алексея Саврасова "Грачи прилетели".

В 1871 году появляется сама картина "Грачи прилетели" на выставке Товарищества передвижных художественных выставок (Саврасов был одним из ее учредителей). В ней художнику удалось удивительно передать чувственность и живописность природы, ее естественность запечатленного момента. После этого у Саврасова начался новый виток творчества, за работу он принялся с новыми силами. В работах Саврасова отмечают не просто изображение пейзажа, ему приписывают религиозную тематику. Это видно и по изображениям церквей, храмов. Это еще ощущается на чувственном уровне, где понимаешь - это единство человека с его высшей небесной частью. Примером таких работ может явиться "Радуга" и "У ворот монастыря".

Иногда в картинах проскальзывают и печальные нотки. Это размышления художника о смысле жизни, ее краткосрочности, о любви и одиночестве. Такой является "Могила на Волге".

Как отдельную линию картин Саврасова можно выделить период его работ 1870-х годов по изображению московских пейзажей. Городские места, улочки изображены так, что четко видна связь этого кусочка города с природой. Саврасов любит рисовать ночную Москву, без дневной суеты ("Соборная площадь в Московском Кремле ночью"). Одной из лучшей работы московских пейзажей считают картину "Сухарева башня", написанную в 1872 году. Саврасов ее посвятил 200-летию со дня рождения Петра 1. Кроме этого, Саврасов активно преподает в училище, вдохновляя и подавая пример своим ученикам (Михаил Нестеров, Константин и Сергей Коровины, Исаак Левитан и др.).Саврасов

За активной деятельностью последовал спад, это были конец 1870-х годов. Связано это прежде всего с состоянием здоровья Алексея Кондратьевича. Рисовать стало тяжелее, выставляться стал меньше. Саврасов был очень чувствительным человеком, тяжело он воспринял неприятие начальства училища к его подходу в преподавании.

В 1882 году ситуация усугубилась, когда художника уволили из училища, к тому же его лишили квартиры, предоставленной от училища. Это был серьезный удар для Алексея Саврасова. Без такой опоры он оказался по большей части отрезанным от культурной жизни.
Последовало время частых перездов по гостиницам и номерам. В жизни его появляется гражданская жена Евдокия Михайловна Моргунова и общие дети. Было тяжело, даже на еду не хватало. Ухудшилось зрение художника. Тем не менее, он продолжал писать, и по его последним работам прекрасно видно, что талант Саврасова никуда не делся ("Пейзаж. Село Волынское", "Рожь", "Весна. Огороды").

В последние году Саврасов все больше рисует в графике, и в 1894 году с помощью друзей издается альбом с его рисунками, посвященный 50-летнему юбилею Саврасова. В графике Саврасов очень смело экспериментирует с техникой, со штрихом.

Но в 1897 году 26 сентября Алексей Кондратьевич Саврасов умирает. Он оставил за собой много последователей. Одним из них был Исаак Левитан.